Почему мы так беспардонно присваиваем чужие привилегии

Ситуацию с парковочными местами для инвалидов выяснили наши журналисты

Часто инвалиды жалуются на невозможность реализации тех или иных своих законных прав.

Ситуацию с парковочными местами для инвалидов выяснили наши журналисты
Фото:МК.

Часто инвалиды жалуются на невозможность реализации тех или иных своих законных прав. По одному из таких вопросов наших читателей мы обратились к Председателю Вологодской городской общественной организации инвалидов Максиму Выдрову.

- К нам иногда обращаются читатели газеты из числа инвалидов и озвучивают разные проблемы, и одна из них – это то, что часто жители города занимают парковочные места, предназначенные для инвалидов. У вас есть такие данные?

- Постоянно работаем. Мы и сами постоянно смотрим в рамках контроля, совместно с ГИБДД выезжаем на рейды и фотографируем, проявляя гражданскую активность.

- Чтобы наказать?

- Да производится фиксация с привязкой к месту координатами и отправляется в ГИБДД.

- Есть какая-то статистика?

- Является ли правильной информация, что парковочные места для инвалидов предоставляются бесплатно только для инвалидов I и II группы?

- Автомобили да, для инвалидов I и II группы.

- Правильно ли мы понимаем, что за такое штраф за такое нарушение составляет 5 тысяч рублей?

- Все зависит от того, как оформлено парковочное место. Здесь интересная правовая вещь: парковку можно оформить 2 видами. 1.Можно поставить знак P «Остановка запрещена» и повесить дополнительную таблицу «Кроме инвалидов», а можно поставить знак P «Парковочное место» и повесить дополнительно значок «Инвалид» то есть «Парковка для инвалида». Во 2 случае будет от 3 до 5 тысяч рублей. В 1 случае, если остановка или стоянка запрещена – для всех 1500 рублей, потому что это уже другое нарушение – это уже остановка под знаком «Остановка запрещена». А так мы постоянно проезжаем парковки г. Вологды, фотографируем.

- Вы можете сказать в каком месте города нарушают больше?

- Нарушают везде абсолютно. В прошлом году, когда пытались сделать проект платных парковок, мы работали с администрацией, чтобы вернуть назад парковки, поскольку то некоторые знаки были сняты и назад не повешены, то парковки закрыты.

- То есть парковочные места были, но соответствующих знаков не было?

- Их переносили, знаки убирали, иногда подрядчик назад знаки не вернул.

- В таком случае ведь наказать людей нельзя?

- Конечно, нет. Просто я к тому, что мы отстаивали парковочные места. За прошедший 2016 год нами было составлено 23 заявки в ГИБДД. Это более 140 водителей, привлеченных к административной ответственности.

- Почему заявки 23, а водителей так много?

- Потому что в одной заявке указывали по несколько машин, например, по 5.

- Какова периодичность проводимых вами рейдов?

- 2 раза в месяц примерно, причем надо заметить, что сотрудники ГИБДД приезжают очень быстро. Был такой случай на парковке: я подошел к водителю, сидевшему в машине, и попросил освободить парковочное место. Вообще, парковочные места были, но это было сделано для того, чтобы водитель, не «заражал» своим примером других. Автомобилист не захотел. В результате я вызвал сотрудников ГИБДД. Несмотря на вечер и напряженный график, машина приехала через 10 минут, составила протокол, причем не только на этого водителя, но и на рядом стоящие машины, потому что хозяева как раз подошли.

- Очень эффективно получилось.

- Да, очень эффективно, причем в прошлом году рейды были и с эвакуатором (эвакуировали автомобиль) Понятно, что эвакуация – это предприятие очень дорогое и есть более проблемные участки, нежели парковки для инвалидов, поэтому это не так часто происходит. Но часто ведь и не надо. Зачем людей злить лишний раз, а уделять внимание конечно требуется. Есть автомобилисты, которые по нескольку раз попадались, сказали, что мы принципиально ставили и ставить будем. Так ладно - нам сфотографировать недолго.

- А в этом году ведете статистику?

- В этом немного, 3 обращения отправлено в ГИБДД.

- Всего парковочных мест должно выделяться по законодательству 10%? Соблюдается ли это?

- По закону о социальной защите инвалидов Российской Федерации 10 процентов машиномест обязаны выделять на всех парковках. У нас, конечно, на всех не сделано в городе, но мы придерживаемся такой позиции, что может быть пока и не требуется столько.

- Можно ли как-то работать с парковками по поводу того, что не выделяются места или это не наказуемо?

- Мы работали с Прокуратурой по этому вопросу, наверное, года два. Там в чём сложность и долгота процедуры? Надо понять, к кому относится эта парковка, она должна быть обозначена на схеме: либо городская, либо частная, соответственно, это бюджетный процесс, если городу принадлежит. Если это частники - им тоже надо изыскивать средства, чтобы это все привести в соответствие.

- Частников сложнее наказать?

- В любом случае процедура длительная, город конечно быстрее пойдет навстречу, с частниками дела похуже обстоят, но мы сделали парковки там, где были заявки - у новых магазинов, торговых центров. Это уже в проектной документации заложено, сейчас закон строг в этом плане. Они согласуют все схемы расположения парковочных мест, согласуют еще в каком плане: наша городская организация инвалидов выступает за то, чтобы подходить дифференцировано к выделению парковочных мест, потому что не такое большое количество инвалидов, которое пользуется личным транспортом самостоятельно. У социальных объектов понятно, что им хочется припарковаться, но не по всему городу - не 10 процентов. Оппоненты говорят, а как же те, кто привозит родственников. Мы считаем - он должен привезти и машину отогнать. Конечно, он может претендовать на место, но автомобиль инвалида должен быть обозначен значком. Тем более, кому эти места в первую очередь требуются? Это инвалиды I и II группы, которым тяжело ходить: те, кто передвигается на коляске, с нарушение опорно-двигательного аппарата (с тростью или костыли использует) и те, кому большие расстояния тяжело проходить: сердечники и астматики, причём астматики тоже не все. А есть еще инвалиды II группы, например, возникает вопрос нужно ли им. Тут спорный вопрос, мнения разделяются. Я считаю, что - нет, места должны по нуждаемости распределяться.

Парковки делят на городские частные, платные и бесплатные, но вообще их надо делить еще и по виду экономической деятельности: платные муниципальные парковки и платные охраняемые частные стоянки. А в простонародье всё называют парковками. Нормы 181 закона не всегда на стоянки распространяются. Если вид экономической деятельности «хранение (охрана) автомобиля» в Уставе прописана, тут 181 Закон не имеет силы, потому что человек ставит машину, и ее охраняют и, и за эту услугу деньги берут. Если же прописан вид деятельности как «организация и предоставление парковочных мест (парковка)» - то тогда закон работает.

- Как вы все-таки определяете правомерность нахождения автомобиля - по наклейке, по значку, по документам?

- Я подъезжаю, фотографирую и в заявлении указываю только те автомобили, которые не обозначены знаком "Инвалид за рулем", то есть я спереди и сзади машину фотографирую, потому что бывает, что сзади стекло тонировано и наклейку не видно. А если есть водитель, то просто подходим и говорим: «Если вы не имеете оснований претендовать, то, пожалуйста, освободите, покажите пример другим.

- А кто нарушает, кто занимает места для инвалидов, это молодежь или люди среднего возраста, женщины?

- Абсолютно разные, есть и молодежь, есть средний возраст. Меня больше в этих категориях смущает другое: когда они начинают доказывать, что знак, например, висит "Остановка запрещена. Кроме инвалидов" и они начинают с пеной у рта доказывать, что этот знак читается "Остановка запрещена инвалидам". Тогда я рассказываю им про то, что у нас дискриминационого характера законодательство не носит, не может быть такого. Непонятно как люди права получали, если они знаки прочитать не могут. Вот с такими смешными ситуациями приходится сталкиваться, и, кстати, довольно часто.

- Надеюсь это не лица при исполнении?

- Только один раз был случай такой, когда машина сотрудников стояла на парковочном месте для инвалидов. Я ее сфотографировал и направил в ГИБДД, и водителя оштрафовали и еще замечание по этому поводу ему руководство вынесло.

– А вот в целом вся эта ситуация, что люди не соблюдают закон, с чем это связано? С тем, что у нашего общества еще не сформировалось понимание?

- Нет культуры, культуры на дорогах.

- Изменилось что-то в положительную сторону?

- Ну, конечно, кто-то и замечает: кто-то подъезжает, если знак увидел – уехал. Есть еще какая особенность - человек может просто реально не заметить знак (например, подъезжает не стой стороны, где он установлен). По гостам установки знаков они с двухсторонней не должны стоять, а при этом общая схема парковки на въезде не висит, чтобы человек понимал, куда можно, куда нельзя ставить. Человек тогда вынужден пройти – посмотреть есть знак или нет, и убедившись, по идее должен уехать. Не все смотрят, что впереди за столбик со знаком. У меня, например, всегда привычка подойти посмотреть, вдруг там вообще стоять нельзя. А кто-то нет – поставил и пошел. Я не думаю, что это намеренно делают, это по незнанию – побыстрее решить свои дела, убежать и всё. Часто просто не задумываются.

Вот так, не задумываясь и занимая не принадлежащее нам место, мы зачастую препятствуем осуществлению прав тех, кому это не только действительно объективно жизненно необходимо, но еще и положено по закону. Как нам говорил один из инвалидов, «понимаете, нам нужно это в определенное время, здесь и сейчас, инвалид в большинстве случаев не будет выяснять, почему места нет, он – не общественник, он просто смирится и уедет прочь». Но в таком случае о каком улучшении качества жизни инвалида можно говорить? Были случаи, когда на просьбу освободить место инвалида, водители говорили: «Эти места практически всегда свободны, почему мы не можем воспользоваться?». Или были случаи, когда говорили: «Я сам болен», или девушка заявила «Я беременна». Но беременность и плохое здоровье – не инвалидность, а пустующие места или отсутствие рядом сотрудников ГИБДД – не повод присвоить чужие места. И закон есть закон. Для всех. Почему-то это очень трудно культивируется в сознании наших граждан. И в этом нам еще далеко до Европы, где и штрафы за такие нарушения больше, и наказания строже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 10 июля 2017

Заголовок в газете: Чужое место

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру