Советы бывшего Главы Великоустюгского района оставили погорельцев без крыши

В июне 2014 года строительство остановилось, а в дело вмешались органы прокуратуры.

Без дома Калерия Сверчкова осталась в 81 год. Сейчас ей 87 лет и она с трудом встает с постели. Комната 3 на 4 метра, дровяная печь и протекающая крыша в доме 1926 года постройки у которого вместо фундамента – гробы. Построили когда-то на старом кладбище, вот и сгодились крепкие дубовые крышки саркофагов. И ничего! Стоит дом уже 91 год, горел не раз, но уцелел. Еще у Калерии Сверчковой есть цинковое ведро в углу. Ведро нужно, чтобы справлять нужду. Это все, что смогли предложить ветерану дальние родственники. И на том спасибо, все-таки не богадельня. Два раза в день старушка добирается до ведра, садится и начинает тихо плакать. Не жалуется, просто утирает сами собой бегущие по морщинистым щекам слезы и понимает, что вот на этом цинковом ведре наверно когда-нибудь и закончит свою жизнь…

Как спички…

Калерия Сверчкова и еще 23 пострадавших остались без крыши над головой 17 мая 2011 года, когда два деревянных многоквартирных дома по 14 квартир каждый на улице Гледенской в Великом Устюге сгорели в разгар дня.

Началось все с того, что кто-то поджег сарай в нескольких метрах от «деревяшек», ветром огонь раздуло, он перекинулся сначала на один дом, а затем - на другой.

«Мы дважды звонили в пожарную службу, а когда приехали машины, оказалось, что пожарный водоем замерз, к реке не подъехать», - рассказывают погорельцы.

Через 40 минут все было кончено

«Я в окно выглянула, а передо мной стена огня стоит, второй этаж, что делать? – вспоминает пенсионерка Нина Осиева. - И я прыгнула в окно. В 62 года я выпрыгнула со второго этажа, но осталась жива».

А вот ее соседка, 83-летняя Тамара Корчажинская сгорела заживо.

24 человека, оставшиеся в живых после того страшного дня, потеряли все: вещи, деньги, документы.

«Я купила квартиру в этом доме в сентябре 2010 года, а в мае он сгорел, - рассказала нам молодая мать Ольга Удачина. - Ушла на работу, а пришла- нет ничего. Совсем ничего».

После случившегося Администрация города выдала пострадавшим по 10 тысяч рублей на неотложные нужды, а тех, кого не смогли приютить родственники, расселили в общежитии медучилища.

«Это временно», - пояснили в Администрации.

Лесной куш

Сегодня Наталья Смородина после работы едет в квартиру, которую она сняла для родителей-инвалидов. Антонина и Юрий Сиделковы до сих пор не понимают, почему они вынуждены жить в чужой квартире и где их настоящий дом. У пенсионерки совсем отказали обе руки, а супруг-инвалид не встает после перенесенного после пожара инсульта. Дочь Наталья старается как может: она и руки, и ноги, и сиделка, и уборщица, и поилица, и кормилица. Лишь бы родители были живы. Поэтому каждый день она едет к своим старикам, покупает яркое цветное белье и меняет смятые простыни под обездвиженным отцом.

«Мама раньше всегда белое белье покупала, - плачет дочь,- а сейчас не понимает, почему у них нет дома? Где ее кастрюлька с цветочками, самая любимая? Ищет эту кастрюльку, а я не знаю, как объяснить, что нет больше ни кастрюльки, ничего у них не осталось. Вот и покупаю все, что поярче. Халатик маме, белье вот это. Лишь бы жизнь у них веселее была. Из дома они выходить уже не могут. Да и нет у них дома».

После пожара на улице Гледенской вопрос о предоставлении жилья взял на контроль губернатор области Олег Кувшинников. Решение, которое было найдено на тот момент и до сегодняшнего дня является уникальным для региона. Никогда ни до, ни после пожара в Великом Устюге погорельцам многоквартирных домов не выделяли лес для строительства. Однако, воспользовавшись Постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2007 года N 363, все лишившиеся крыши над головой жители улицы Гледенской получили право на выделение 300 кубометров леса на корню. Впоследствии участок, на котором стояли сгоревшие дома был расчищен, объединен в один и безвозмездно предоставлен под новое строительство. Это решение подписал бывший на тот момент глава Администрации Великоустюгского района Михаил Реутов. 19 января 2013 года в три часа ночи Михаил Реутов был задержан в пьяном виде за рулем «Тойоты-Камри» и вскоре покинул высокий пост. Сегодня Михаил Реутов работает директором у ООО «АВС-строй», учредителем которого является депутат городского Совета Сергей Селяков, которому еще предстоит сыграть роль в нашей истории…

Экономический «Союз»

С тех пор, как четыре года назад в соседнем доме погибла пенсионерка, Галина Смольникова переживает – ее дом, бывшая казарма на улице Борки – точно такой же. Трагедия в Борках наделала много шума. О ней написали даже федеральные газеты. 6 июля 2012 года 73-летняя пенсионерка ушла в туалет и не вернулась. Когда семья открыла дверь, было уже поздно. Короб над выгребной ямой оказался полностью разрушен, а на поверхности плавала только одна тапочка. Чтобы извлечь тело, пришлось вызывать спасателей. Галина Смольникова потеряв в пожаре квартиру на улице Гледенской теперь живет по соседству, в доме с точно такой же выгребной ямой…

Как только погорельцам выделили лес, их тут же «взяли в оборот»

«Собрали нас на собрание и предложили строить новый дом, - рассказывают обездоленные семьи, - председательствовал глава района Игорь Хабаров, а выступали депутаты Сергей Селяков и Александр Обухов. Было предложено поступить так: создать жилищно-строительный кооператив, внести в качестве пая наши справки на получение 300 кубов леса, дополнительно внести по 5 тысяч рублей за один квадратный метр жилья и на эти средства нанять фирму – подрядчика. Так агитировали, что мы… согласились. Глава района и депутаты очень настоятельно рекомендовали выбрать именно строительную фирму «Стройальянс», и никакую другую. Говорил, что она надежная и проверенная».

ЖСК «Гледенская, 10» действительно был создан, и люди отдали туда все, что было. У Калерии Сверчковой, которая сегодня тихо доживает в деревянной развалюхе взнос в уставный капитал ЖСК составляет 381 100 рублей - цена отличной комнаты с удобствами в благоустроенной квартире и у лежащего без движения Юрия Сиделкова не меньше - 370 410 рублей. Примерно так же оценены доли остальных погорельцев. А самая большая доля была у председателя ЖСК – Алексея Маркова. Целых 6 миллионов 773 рублей. Алексей Марков не жил в сгоревших домах и не прыгал, спасаясь от огня, со второго этажа. Несколько лет назад он вместе с Александром Обуховым числился учредителем юридического агентства «Гарант», в которое кроме него входила некая Ольга Можаева – директор строительной фирмы ООО «Стройальянс», созданной в марте 2013 года. Именно ее, свою знакомую и порекомендовал председатель ЖСК Марков в качестве подрядчика для строительства будущего дома. Строить решено было не по числу погорельцев, а на 14 квартир больше. «Лишние» квартиры предназначались для свободной продажи, которой занимался все тот же Обухов - директор агентства недвижимости «Союз».

Личные интересы

«А разве у нас был выход? - спрашивают 80-летние старики.- Нам ведь депутаты и сам глава района квартиры обещали, а не кто-нибудь. Хабаров, Селяков и Обухов. Так выступали, так аргументировано советовали именно этого застройщика, и мы поверили!».

Пенсионеры, ровным счетом не понимающие ничего в том, сколько стоит лес, который им подарило правительство, сметах на строительство и рыночной цене квартир – поверили. Люди брали кредиты, занимали у знакомых и несли деньги в ЖСК, которое в свою очередь передавало их в ООО «Стройальянс». На подряде у строительной организации по слухам работала строительная фирма, аффилированная со структурами депутата Сергея Селякова.

36-квартирный дом начал расти как на дрожжах. Коммерческие квартиры успешно продавались, уставный капитал ЖСК «Гледенская, 10», учитывая взносы погорельцев, составил более 20 миллионов рублей. Этого было достаточно с учетом продажи квартир на возведение дома «под ключ», поскольку строительство велось по так называемой «гаражной», экономичной технологии и должно было закончится 30 октября 2014 года. Однако… вскоре закончились деньги.

В июне 2014 года строительство остановилось, а в дело вмешались органы прокуратуры, которые проверили расход средств и пришли к выводу, что деньги у Ольги Можаевой есть, но тратит она их на покупку товаров и… «удовлетворение своих личных интересов».

«Люди говорили, что после удачной «агитации» за строительство дома и сбора денег, сначала депутат Сергей Селяков улетел отдыхать в Мексику, а потом туда же отмечать Новый год отправилась и Ольга Можаева. Это недешевое удовольствие, откуда такие средства?».

Ответ дала аудиторская проверка ООО «Стройальянс». Специалисты ООО «Проф-аудит» проверили расход средств и нашли как и куда были выведены деньги «погорельцев».

Например, ООО «Стройальянс» купило башенный кран, а уже через месяц продало его по цене на 300 тысяч выше. Точно так же, только через 7 месяцев после приобретения «ушёл» в другие руки бетоносмеситель. Причем покупателем стала фирма, учредитель которой одновременно числился работником ООО «Стройальянс». Средства с расчетных счетов тоже утекали в карманы «своих людей». В итоге арбитражный управляющий обратился в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Ольги Можаевой о преднамеренном банкротстве.

На что живем

26 ноября 2014 года Арбитражный суд вынес постановление о признании ООО «Стройальянс» банкротом. По итогам строительства пенсионеры … остались должны миллионы рублей за свои недостроенные квартиры.

С тех пор прошло 2,5 года… Сегодня старики бродят по дому на улице Гледенской, заглядывают друг другу «в гости» - стен в квартирах нет – и переговариваются:

«Ну что соседка, живы будем, пока получим жилье, приходи ко мне чай пить!», - пытается шутить 68-летняя Нина Осиева.

«Меня не забудьте!», - поддерживает со второго этажа 75-летний Николай Копылов.

Недавно в доме стали бить стеклопакеты. Уже 5 окон разбито, а охраны нет, потому что нет у погорельцев на это денег –одни долги.

«На что живем? – откликаются люди. - Так на картошке. Правда в этот год худая она будет, но выживем как-нибудь. Кто-то работает, получая по 10, а то и 15 тысяч рублей, но отдает кредит. Так вот и живем. Бездомные».

А вот бывший Глава района Игорь Хабаров благополучно ушел в отставку и сегодня пребывает в своем благоустроенном и не так давно отремонтированном особняке. Депутаты депутатствуют и занимаются бизнесом. И, судя по декларациям о доходах - весьма успешно. Например, по итогам 2016 года Сергей Селяков стал самым богатым среди городских народных избранников, а еще в его собственности земельный участок, жилой дом, двухкомнатная квартира и три автомобиля. Александр Обухов сидит в общественной приемной известной партии и ведет личный прием, защищая интересы граждан. В недостроенном доме на улице Гледенской никто из них не появляется…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2017

Заголовок в газете: Бездомные

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру