Кто такой Дядя Гиляй?

Владимир Гиляровский – журналист и писатель, знаковая фигура литературы конца 19 начала 20 века, уроженец Вологодчины

17 апреля 2017 в 15:30, просмотров: 905

Друзья и знакомые этого удивительного человека звали его именно так, его потомкам он более известен как русский журналист и писатель Владимир Гиляровский, автор многочисленных статей, произведений «Москва и москвичи», «Трущобные люди», «Друзья и встречи» и другие.

Кто такой Дядя Гиляй?
Фото: МК

Поиск пути

Будущий народный публицист Владимир Алексеевич Гиляровский родился в Вологодской области, в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева. Позже, старший Гиляровский получил место чиновника в Вологде, и семья переехала в город.

В 1865 году мальчик поступил в первый класс мужской Вологодской гимназии, но из-за неудовлетворительных оценок остался на второй год. Именно в школьные годы открылся талант юного Гиляровского к писательству. Он сочинял стихи и эпиграммы на учителей.

Во время обучения в гимназии на протяжении нескольких лет Владимир Гиляровский изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку, и другие. После неудачной сдачи экзаменов в гимназии, он сбежал из дома без денег и документов в Ярославль, где в возрасте 16 лет устроился бурлаком. Работа была не из лёгких, но физически развитому юноше была под силу.

В течение 20 дней Владимир Гиляровский шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Осенью 1871 года он решил вступить в Нежинский полк, а позже был направлен на обучение в Московское юнкерское училище. Проучившись около месяца, Владимир Гиляровский вновь покидает учебное заведение, в этот раз из-за неудовлетворительного поведения. Прежде чем найти свое истинное признание, будущему писателю пришлось поработать во многих местах: истопником, пожарным, табунщиком, наездником в цирке, актером в театрах в Пскове, Тамбове, Саратове и других.

С наступлением русско-турецкой войны Владимир Гиляровский отправился на фронт в качестве вольноопределяющегося. За свои действия был награжден Знаком Отличия военного ордена святого Георгия IV степени, светлобронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».

В начале 80-х годов 19 века Владимир Гиляровский прощается с актерской деятельностью, и вплотную занимается писательством.

Журналистика

«Гиляровский обладал огромной физической силой, сгибал пальцами большие медные пятаки, шутя ломал серебряные рубли, разгибал подковы, легко мог завязать узлом железную кочергу. Это был человек неистощимый в своих мальчишеских проказах, выдумках и шутках. Его биография полна удивительных приключений. Он никогда не терялся и не сгибался ни перед какими ударами жизни», - написал о публицисте литературовед Виктор Гура.

Первое стихотворение Гиляровского было опубликовано в Вологде в 1873 году, сам автор узнал об этом событии лишь спустя 5 лет. Определившись с выбором профессии, в 1881 году он приносит свои стихи о Волге в московский журнал «Будильник», где их печатают, а позже устраивается журналистом в газету «Московский листок». Работа корреспондента в то время была непростой. Власти всячески препятствовали проникновению информации в прессу, не пускали репортеров на места событий. Редакторы газет требовали оперативности и точности новостных событий. В этом деле особенно отличался Владимир Гиляровский, заведя дружбу с различными дворниками и городскими сторожами. Он обладал яркими природными качествами, которые пригодились ему в профессии: был общителен, подвижен, вынослив, смел, хорошо знал жизнь, ее светлые и темные стороны.

Первым сенсационным событием в жизни новоиспеченного репортера стала Кукуевская катастрофа на железной дороге, о которой он узнал случайно, будучи в гостях у знакомого. Он, по собственной инициативе, не предупредив редакцию, отправился на место происшествия. Нелегально, спрятавшись в вагоне служебного поезда, он первым из журналистов, опередив других репортеров почти на двое суток, прибыл на место катастрофы. И в течение четырнадцати дней «Московский листок» печатал сообщения «от нарочного корреспондента» «С места катастрофы на Курской железной дороге», подписанные полным именем автора — Вл. Гиляровский.

Жажда новостей и удивительных происшествий толкала журналиста в самую гущу событий. Владимир Гиляровский был «любителем пожаров». Он, одним из первых, всегда прибывал на место происшествия. Так в новостной ленте газет появилось множество статей Гиляровского о пожарах в Москве: пожар за Бутырской заставой, летний пожар в Зарядье. Многие из его статей стали эталоном журналистского дела уже в то время.

Жажда нового

Надолго запомнилось Гиляровскому одно невыполненное задание. 3 сентября 1882 г. он должен был описать полет воздушного шара над Москвой. Однако, в критический для воздухоплавателя момент журналист согласился лететь с ним и, впервые совершив воздушное путешествие, улетел за пределы Москвы, не успев таким образом вовремя передать в редакцию отчет о полете. Но воспоминание-очерк об этом эпизоде, вошедший в «Москву газетную», написан в духе непосредственного репортажа — так сильно было впечатление от полета, что детали и ощущения не сгладились в памяти и спустя многие годы.

В силу своего характера и любви к новому спустя два года Владимир уезжает на гастроли с театром. Однако, в 1883 году он вновь становится репортером газеты «Русские ведомости». Корреспондент Гиляровский был очень деятельным и разносторонним человеком, его привлекало практически все. Он делал репортажи о скачках, исследовал Грачевку, Хитров рынок, который на тот момент считался криминальным центром Москвы. Редакция ценила его, платила ему, кроме обычного гонорара 5 коп. за строку, 100 руб. в месяц и оплачивала отдельные расходы на командировки. Заработок журналиста составлял 300 руб. в месяц. (Гиляровский В. А. «На жизненной дороге»)

Писатель и цензура

Первые годы работы Гиляровского в «Русских ведомостях» — это годы его тесной дружбы с Антоном Павловичем Чеховым. Он был хорошо осведомлен о положении Гиляровского, они часто встречались, помогали друг другу отыскивать сюжеты. Антон Павлович стремился «перетащить» Гиляровского в петербургские издания («Осколки», «Новое время», «Северный вестник»), где печатался сам, но в то время сотрудничество Гиляровского в петербургских изданиях практически не осуществилось.

Исследуя ночную Москву, общаясь с простым народом, Владимир Гиляровский решает опубликовать книгу, созданную посредствам его собственных очерков «Трущобные люди». Но книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя».

Владимир Гиляровский создал более 10 произведений, многие из них были опубликованы уже после смерти писателя: «Люди театра» и «Москва газетная». Книгу, ставшую визитной карточкой автора, Гиляровский писал с 1912 года до конца жизни. «Москва и москвичи» описывала традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX столетия. В 2013 году сборник «Москва и москвичи» был включён в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения.

Дядя Гиляй

Удивительный человек, обладающий общительным нравом, своей простотой и добротой привлекал  многих, кто был с ним знаком, начиная от людей из низших слоев общества и заканчивая представителями власти.

Откуда взялось прозвище публициста? Владимир Гиляровский часто любил сокращать свою длинную фамилию в статьях, подписываясь коротко: Владимир Гиля-й, отсюда и пошел расхожий псевдоним Дядя Гиляй. За все время пребывания в столице, он стал для москвичей родным человеком. Впрочем, его ценили и уважали везде, куда бы он ни приезжал.

Художники вдохновлялись его статностью и харизмой. Московский живописец Сергей Малютин написал портрет журналиста «Король репортеров», а художник Илья Репин попросил позировать Владимира Гиляровского для создания одного из казаков в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». После смерти журналиста о нем не переставали писать. Константин Паустовский выпустил небольшой очерк о жизни известного писателя, который назвал «Дядя Гиляй».

Дом Дяди Гиляя в Вологде

Имя писателя и публициста носят улицы в Вологде и Тамбове.

В 2015 году администрация города Вологды передала Вологодскому региональному отделению «Союза российских писателей» старинное здание на улице Чернышевского, 15, которое стало носить название «Дом Дяди Гиляя». Это и литературный центр, мультимедийный музей, литературное кафе, коворкинг для писателей и собственно литературную резиденция. Елена Волкова, один из руководителей резиденции, председатель Вологодского регионального отделения Союза российских писателей, провела нам экскурсию по дому и рассказала, какие мероприятия в нем проходят.

Деревянный дом, построенный еще в 1913 году, стал известен и посещаем самыми разными людьми – поэтами, писателями, музыкантами, художниками, краеведами. За два года резиденцию посетило около 4 тысяч человек. Силами общественной организации здесь были проведены многочисленные презентации книг вологодских авторов, художественные и фотовыставки, поэтические вечера,  кинопоказы. Дом дяди Гиляя стал одной из площадок для  фестивалей «Плюсовая поэзия» и «М-8». Здесь проводятся экскурсии и устраиваются театральные показы.

Сейчас, например, в литературной резиденции проходит выставка молодого художника Александра Капченко, а в день космонавтики в этом году в стенах «Дома Дяди Гиляя» выступил актер Илья Оленев с моноспектаклем «Радости ради».

По словам Елены Волковой, прежде, чем «Дом Дяди Гиляя» обрел новую духовную жизнь, пришлось приложить массу усилий. Тем не менее, старое здание бывшей библиотеки преобразилось благодаря современному ремонту, новому удачному интерьеру. Создавать уютную атмосферу помогали и простые горожане, принося различные уникальные вещи.

1 апреля «Дом Дяди Гиляя» отметил свое двухлетие. На данный момент резиденция работает в определенное время и в часы мероприятий.

Премия имени Гиляровского

В честь публициста из Вологды создана престижная премия журналистских работ. Премия имени Владимира Гиляровского – это международная награда в области публицистики, учреждённая в рамках Московской литературной премии при поддержке культурных организаций и ведомств города Москвы.

Учредители премии: Интернациональный Союз писателей (ИСП), редакция литературного журнала Союза писателей России «Российский колокол», альманах «Бумажный ранет», транслирующийся на радио «Московская правда».

Главные цели премии – возрождение русскоязычной публицистики как широко популярного жанра на стыке журналистики и литературы, подъём общего уровня отечественной публицистики и её продвижение на международном уровне.

Реализация этих целей осуществляется через всероссийские и зарубежные публичные мероприятия премии – фестивали, конференции, семинары, круглые столы и так далее. Ещё одна не менее важная составляющая работы премии – публикация статей и очерков наиболее талантливых авторов в популярных газетах и журналах, продвижение их творчества на радио и телевидении. О том, почему премия названа в честь нашего земляка, как нельзя более точно  заметил член жюри премии Максим Замшев.

«Не случайно премия носит имя Владимира Гиляровского. Его жажде правды стоит поучиться многим современным литераторам. Под знаменем дяди Гиляя сегодня есть смысл выстроиться многим. Ведь мир как никогда требует переосмысления не только на поле художественных текстов, но под беспристрастным объективом публицистов. Быстро меняющаяся реальность всё настоятельней требует тех, кто зафиксирует в слове все её трансформации. Уже почти умерший жанр очерка стремительно возрождается, поскольку всеядность информационных таблоидов вызывает всё меньше доверия».

 



    Партнеры