Мусорные войны

В Вологде не могут поделить рынок уборки города

В прошлом номере мы писали о том, как идет попытка поделить рынок услуг по уборке улиц города. Сегодня, в продолжение истории, мы предлагаем вам рассказ о том, что частники готовы саботировать решение Администрации города об уборке снега с улиц областной столицы.

В Вологде не могут поделить рынок уборки города

Несмотря на льготные условия, некоторые не желают вывозить снег в установленные по закону и положенные для этих целей места. И, более того, даже пишут заявления с жалобами в антимонопольное ведомство. Или УФАС сами ищут повод и зазывают написать заявление против действий администрации.

Мусорный фокус

Ежегодно для максимального комфорта вологжан Администрация Вологды объявляет своего рода «акцию» по вывозу снега с улиц областной столицы на санкционированную свалку на улице Мудрова: те организации, которые вывозят на основании договора с «Вторресурсами», оплату не вносят, другие – на 50% дешевле от действующего тарифа. В прошлый год, схема была такой же. И жалоб не поступало.

Напомним, старую, но пока действующую свалку эксплуатирует компания «Вторресурсы» в рамках концессионного соглашения. Город не вкладывает в объект бюджетных средств, взамен арендатор наоборот - платит аренду, пополняя бюджет, и привел в порядок хаотичную кучу мусора, которая эксплуатируется с 1954 года. На сегодняшний день на площади 17 гектаров скопилось более 6-ти миллионов тонн мусора, а толщина его слоя в центре объекта превысила 20 метров. Сейчас городская свалка не представляет угрозы, поскольку с 2012 года арендатор, инвестировав в общей сложности порядка 180 миллионов рублей, организовал защитные отвалы и сократил засоренную территорию, расчистив место для мусороперерабатывающего завода. Кроме того, чтобы навести порядок в сфере подсчета отходов, свалку на Мудрова оборудовали весовым контролем.

В 2014 году выяснилась одна особенность. По документам мусоровозы могли сдавать 20 кубометров мусора, однако в наличии отходов могло оказаться в два раза больше. Этот трюк казался привлекательным частным перевозчикам. Загрузив в мусоровоз 40 кубометров, получив с управляющих компаний деньги за вывоз 40 кубометров, можно было, спрессовав мусор, сдать на полигон его как 20 кубометров, оставляя разницу себе. Один мусоровоз приносит, таким образом, неучтенную прибыль от 7 до 8 тысяч рублей, а в день машина совершает от 2 до 10 рейсов.

Когда это стало известно, мусоровозы обязали проходить весовой контроль, а расчет тарифа за прием перевели из кубометров в тонны. Таким образом мусор стали учитывать по факту, чтобы впоследствии рассчитать затраты на его утилизацию.

Частники отреагировали моментально. Они просто стали увозить отходы вологжан на другие полигоны в Сокол и Грязовец, где нет весового контроля. В результате, если в 2012  году на полигон на улице Мудрова было сдано 120 тысяч тонн мусора, то сегодня он принимает только 50 тонн.

«В Вологде на объект приема отходов сдается только 40% от общего количества производимого областной столицей мусора, — приводит факты директор компании «Вторресурсы» Геннадий Тряничев. — Остальное вывозится по «серым схемам» в ближайшие районы».

«Серый» слой этого бизнеса в отрасли большой, — признает заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по СЗФО Оксана Авдиенко. — Множество фирм принимают отходы, при этом не имеют документов, не платят налоги и сами несут угрозу окружающей среде». В Вологде некоторые перевозчики могут собирать и вывозить отходы, не имея на это лицензии и сваливая мусор куда угодно.

В итоге, по данным, которые недавно озвучил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, в нашей стране накоплено более 35 миллиардов тонн твердых бытовых отходов. Ежегодно в России образуется четыре миллиарда тонн отходов, из которых утилизируется всего 30%, а остальные оседают на свалках и полигонах, большинство из которых несанкционированные. Ежегодно на территории Вологодской области фиксируется 2,5 тысячи таких свалок, на которые везут отходы частники, чтобы «прикарманить» себе деньги.

Федеральная помощь

В Вологде работают два хорошо известных частных перевозчика, вывозившие мусор из областной столицы, которые были буквально «пойманы за руку». Александр Щапин, чьи машины видели на улице Преображенского в Вологде в 2015 году, когда весь район затянуло дымом от загоревшейся стихийной свалки. Щапин, в свою очередь, все отрицал, хотя в мусорных кучах были найдены чеки из магазинов района Бывалово, который обслуживает как раз этот частник.

Еще один частник – Валерий Бутусов - вывозит мусор из областной столицы и сдает на полигоны в близлежащих районах, в частности в Сокол, Где у него существует договор с ООО «Комус».

В 2013 году жители Сокола пытались перекрыть трассу вологодским мусоровозам. Активисты даже устраивали пикеты с призывами прекратить превращать Сокол в мусорную столицу региона. Но бывший на тот момент начальник отдела ЖКХ Администрации Сокола Дмитрий Стародубцев постановил:

«Мы проверяли, и, по документам, машины из Вологды действительно не регистрируются».

Пока суть да дело - в Соколе возникла техногенная катастрофа. По иронии судьбы крупный пожар на сокольском полигоне возник прямо в начале Года Экологии 2017 в России.

Дым со свалки, расположенной на Станционном переулке Сокола, горожане заметили 28 декабря. Обеспокоенные жители города бумажников сначала просто наблюдали как дымовая завеса, которую тянет со свалки, тихо накрывает город.

«Когда горит городская свалка — это очень опасно, — поясняет эколог Людмила Петрова, — при горении пластика выделяются диоксиды и фосгены. Фосген — это химическое вещество удушающего действия, против которого нет противоядия. Его используют при производстве химического оружия. Всего же горящий пластик дает в воздух более 75-ти различных токсических веществ».

Огонь начали тушить 4 января, но в 30-градусные морозы вся техника встала. 9 января ветер повернул в сторону Сокола, и над городом повис плотный смог. 14 января МЧС России взяло пожар в Соколе на контроль в Москве, однако потушить очаг возгорания оказалось непросто. Все работы по его ликвидации легли на плечи областного и федерального бюджета.

«В Соколе работали 22 человека, 11 единиц техники. Своей техники у эксплуататора свалки недостаточно, поэтому, чтобы пробраться непосредственно к очагу горения, требовалось сначала разгрести завалы, — рассказал начальник отдела по делам ГОЧС Сокольского района Алексей Степанченко. — Экскаватор кучу ворошил, а пожарные заливали».

Как видно из договора с предпринимателем Валерием Бутусовым – он в числе других частников вывозит мусор из Вологды в Сокол. Однако никакой ответственности за то, что свалка Сокола, где на весь район приходится 40 тысяч жителей и, соответственно, полигон на это и рассчитан, перевозчик не понесет. К ответственности может быть привлечен эксплуататор свалки ООО «Комус». Росприроднадзор и полиция уже начали проверку предприятия и условия захоронения мусора.

Но, надо сказать, что в свое время Валерий Бутусов все же привлекался к административной ответственности Росприроднадзором, и после публикации материала мы направим запрос в соответствующие инстанции для того, чтобы провели проверку его деятельности в части вывоза и утилизации отходов.

Прямая угроза

Надо добавить, что частные перевозчики уже активно протестовали против полигона, против честного приема отходов. В ход шли все меры, и только для того, чтобы противостоять принятию федерального закона. Им так работать выгоднее, поэтому и наводили беспорядок в городе, устраивая митинги.

В настоящее время прием и утилизация снега на Мудрова составляет 75 рублей за тонну от посторонних организаций, компания «Вторресурсы», как эксплуататор свалки принимает у собственных перевозчиков снег бесплатно, а сэкономленную разницу вкладывает в рекультивацию свалки. Средства, полученные за приемку снега от сторонних организаций - 37,5 рубля за тонну - тоже планировалось направить на рекультивацию свалки, которая будет полностью закрыта и облагорожена защитными средствами для окружающей среды к концу 2017 года.

Однако частники решили не платить совсем и обратились в антимонопольную службу с жалобой на то, что эксплуататор свалки берет деньги за снег, тогда, как его собственные автомобили привозят его бесплатно. Понятно, что администрация создает условия для того, чтобы город не утонул в тающем снеге и договаривается с ООО «Вторресурсы». Вполне понятная цель, и мотивы понятны. И, вроде бы, и господин Бутусов в этом же городе живет, и сотрудники ФАС, наверное, должны бы понимать, зачем это делается.

Но, как выяснилось, – не все понимают, или не хотят понимать, или есть другая причина для того, чтобы обвинить в нарушении Антимонопольного законодательства городские власти.

Может быть, УФАС вдруг решили защитить руководителя ООО «Вторресурсы» от давления администрации, но Геннадий Тряничев, директор компании «Вторресурсы» так прокомментировал ситуацию:

«Прием снега производится круглосуточно. Мы выбрали такой режим для удобства коммунальных служб, поскольку в Вологде есть улицы, которые удобнее убирать ночью. Это, к примеру, улица Батюшкова, проспект Победы, где днем много припаркованных автомобилей. Мы проводим акцию по уборке снега не первый год и дело тут не в тарифах – мы на них не зарабатываем. Компания ведет свою социально-ответственную работу в городе, в котором мы все живем. Мы ездим по улицам и ходим по тротуарам, поэтому, вполне естественно, что мы хотим видеть их чистыми и удобными».

По моему хотению, по щучьему велению

Мы позвонили самому предпринимателю Валерию Бутусову и попытались выяснить – зачем же он пишет жалобы на администрацию, если цель-то благая. И вот, что он нам рассказал:

«Я занимаюсь очень грязной и специфической работой, механическая уборка города, дворовых территорий, вывозом твердых бытовых отходов.

Во-первых, антимонопольная служба сама ко мне обратилась, и я ответил на все ее вопросы, какие она задавала. Инициатива исходила не от меня».

Понятно, что ничего не понятно. Зачем УФАС находит себе работу вот таким вот странным образом?! А почему бы, к примеру, не попробовать решить вопрос с ценами на бензин?! Взять, самим найти недовольных, – тем более, что от желающих отбоя не будет, все возбудить, привлечь, отстоять, так сказать, интересы народа. Но это все в мечтах, а на деле только разговоры, да вот и разборки по вопросам, которые могли бы помочь городу. И, как в ответ, – природа не заставила себя долго ждать: дорога у Законодательного собрания просто превратилась в плавающий город.

Мы связались с пресс-службой УФАС в области. Вот что нам рассказали:

«(УФАС) - Я узнала у сотрудника: Бутусов Валерий Анатольевич, обратился с жалобой или с заявлением, о том, что Сергей Воропанов сделал заявление о том, что договор заключен с компанией «Вторресурсы» и у тех, кто подписал этот договор, снег принимают бесплатно, а у других за полцены. Есть еще видео на портале…

- (МК) - Да я поняла, Мы с ним сегодня переговорили на предмет получения его комментариев по заявлению, он нам сказал, что это не он обратился к вам, а вы, вышли на него с просьбой описать возникшую ситуацию.

- (УФАС) - Вы знаете, что если мы и выходили на него, то это такие тонкости, которые не задокументированы никем… А официально у нас лежит его заявление, он к нам обратился…а то что вышли или не вышли, я не знаю честно говоря…и об этом вообще не стоит говорить...».

Собственно, возникает вопрос, а зачем УФАС таким образом ищет заявителей?! Или счеты с командой Мэра сводит?!.

Поймай меня – если сможешь и захочешь

Сам предприниматель Бутусов рассказал нам о том, что на санкционированную свалку ему возить дорого, поэтому возит он за пределы города:

«Это коммерческая структура, и целью любой коммерческой структуры является получение прибыли, а тут и не надо ничего и додумывать. У тех, кто работает со «Вторресурсами» имеют какое-то преимущество.

- (МК) - А в прошлом году у вас такая же ситуация была с администрацией?

-По прошлом году я вам ничего не могу сказать.

-(МК)- Подскажите, пожалуйста, вот у нас есть такая информация, что вы утилизируете мусор в несанкционированные свалки, их используете…

-Поясняю, очень популярно…на меня идут статьи заказные, вот пишет все одна журналистка. Нам хочется с ней встретиться, лично мне, и побеседовать, предупредить ее, что в случае повторения неправдоподобного высказывания, я привлеку ее в суд.

Теперь, что касается несанкционированных свалок…скажу вам очень просто, лицензии на утилизацию у меня нет, но у меня есть организация, которая занимается утилизацией, и у меня с ней договор на основании этого договора я вожу им, именно в ту организацию, с которой у меня договор! Вот и все! А по поводу несанкционированных мест…меня ловят и не только меня, уже 5 год, но почему-то поймать меня никак не могут. Вы понимаете, если что-то случиться, по части несанкционированных свалок, я лишаюсь лицензии, а мне этого не надо! Я тоже коммерческая организация, и я тоже заинтересован в получении прибыли, мне по другим договорам дешевле, пусть даже расстояние перевозки…все равно дешевле».

Фраза про «ловят, но никак не поймают», очень важная и интересная. Это ж вроде как человек, и не невидимка, и не скачет, как солнечный зайчик. Так почему же не могут прекратить создание из небольших свалок огромных захламлений, которые опасны ?! И это тоже вопрос для соответствующих органов. А пока будут продолжаться заваливание  полигонов Сокола, Кадникова, Грязовца и поселка Майский, когда вывозят на маленькие свалки отходы жителей областной столицы. Туда свозятся отходы из вологодского «Макдоналдса», сети ресторанов известного вологодского предпринимателя, компании ООО «Фкд-импорт», занимающейся переработкой древесины и уборкой зданий, мусор жителей микрорайонов, которые обслуживают управляющие компании «Возрождение1», «Капитал», «ВологдаАгростройСервис». То есть все, что выбросили жители улиц Костромской, Возрождения, Ленинградской, Северной вывозится в Сокол и Грязовец.   При этом именно предприниматель Бутусов имеет договор на вывоз отходов из зданий Правительства области, и все это везется не на санкционированные полигоны, предназначенные для этого. И все это в Год экологии…

По закону?

За те почти четыре года, которые идет «мусорная война», никаких законов, которые бы регулировали деятельность «серых» перевозчиков не было. «Мусорные короли» чувствовали себя спокойными и очень богатыми людьми, даже несмотря на то, что горели свалки ими же организованные и не вывозился снег с городских улиц.

Однако с 2017 года на территории Вологодской области заработала (пока только на бумаге) «Территориальная схема обращения с отходами». Федеральным законом запрещено захоронение определенных наименований отходов, где есть подлежащие переработке компоненты. Речь о 20% автомобильных покрышек, картона и бумаги, 30% металлической тары, 15% нефтепродуктов и аккумуляторов и ряде других компонентов, которые теперь тоже должны будут перерабатываться. А с 2024 года вводится полный запрет на захоронение несортированных отходов. Это значит, что бытовые отходы населения стопроцентно придется сортировать. На это способны только серьезные инвестиционные проекты, которые не ограничиваются вывозом мусора на соседние полигоны, чтобы набить себе карманы.

«В мае будут выбраны два региональных оператора, которые должны навести порядок в этой сфере, - пообещали в Правительстве Вологодской области.

То есть уже в этом году серым перевозчикам придется отвечать по Закону, куда и сколько отходов они вывезли и сколько сдали по факту. И где снег, убранный с улиц города, но так и не доехавший до городского полигона. К слову, возле рек и водоемов снег сваливать строго запрещено, так как его в основном вывозят с дорог со смесью соли, песка и реагентов. Если он растает и попадет в воду – погибнет рыба, отравятся люди.

А, тем временем, на минувшей неделе в Грязовецком районе был зафиксирован еще один очаг возгорания мусора. Пока совсем небольшой…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2017

Заголовок в газете: Мусорные войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру