Николай Рубцов: в сердце каждого вологжанина

Памяти земляка и поэта Николая Михайловича Рубцова

«Эту поэзию нам надо свято хранить! Могут сказать: Рубцов – не Пушкин, не Блок… Неважно! Какой он есть – он единственный. Другого нет!»                  

Г. В. Свиридов

Памяти земляка и поэта Николая Михайловича Рубцова

Какими извилистыми тропами ведёт порой человека судьба! Судьба поэта – отдельная тема для разговора. Каждый жизненный виток находит своё отражение в его творчестве, любое потрясение проявляется в стихах, оседает тяжёлыми строками на бумаге, которая заменяет поэту холст. Таким, как Николай Михайлович, не нужны биографии, пестрящие сухими фактами – чтобы встретиться с ним лицом к лицу сквозь года, достаточно открыть сборник его стихов.

«Нас оскорбляло слово «сирота»

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Холмогорского района (в настоящее время относится к Архангельской области), а уже через год семья Рубцовых перебралась в Няндому. Там отец поэта, Михаил Андрианович, некоторое время работал начальником Няндомского горпо. За несколько месяцев до начала войны многочисленное семейство Рубцовых вслед за Михаилом Андриановичем, выбывшим в Вологодский горком партии, переехало в Вологду. Как и на долю всех советских семей, на Рубцовых обрушились тяжёлые испытания.

Отец ушёл на фронт, а летом 1942 года умерли мать и младшая полугодовалая сестра Николая Рубцова. Старшую дочь приютила сестра отца, остальных детей распределили в интернаты… Именно тогда у 6-летнего Коли родилось своё первое стихотворение.

Скитания продолжились. Изначально вместе с братом Николай Рубцов был определён в Красовский детский дом, но уже с октября 1943 года находился в детском доме в селе Никольское Тотемского района. Здесь он окончил семь классов школы. Впоследствии это здание стало одним из музеев, носящих имя поэта, открытие было приурочено к 60-летию его рождения. В деревянном здании XIX века четыре зала, примечательно, что находится оно на улице имени Рубцова. Никольский период жизни стал важной вехой в судьбе – позже здесь родилась дочь поэта. Спустя годы, вот как сам Николай Рубцов вспоминал время, проведённое в детдоме, в своих стихах:

«… Вот говорят,

Что скуден был паек,

Что были ночи

С холодом, с тоскою, -

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый

В поле огонек».

В них нет обиды на свою судьбу, несмотря на тоску по матери, поэт вспоминает своё детство с теплотой.

Своего отца Николай Рубцов долгие годы считал погибшим. Поступая в Тралфлот в 1952 году, в своей автобиографии он напишет, что отец погиб на фронте. Между тем, Михаил Андрианович получив ранение в 1944 году, вернулся в Вологду и женился во второй раз. Он сумел найти всех детей, кроме Коли – драматическая нелепость – документы мальчика были утеряны в Красовском детском доме, и там след его обрывался. Воссоединение поредевшей семьи случилось только в 1955 году, спустя 13 лет после расставания.

«И всё пойдёт обычным чередом»

К слову об автобиографиях. Они наглядно демонстрируют, как тернист и извилист был жизненный путь Рубцова. В разное время Николай Рубцов работал библиотекарем («избачём»), тральщиком, слесарем-сборщиком на военном полигоне, шихтовщиком… Без сомнения, поэт искал своё место в жизни, а в творчестве искать своё место, кажется, не пришлось – он просто занял свою нишу – нишу лирика, обострённо воспринимающего мир в его подлинном виде. Многие стихи Рубцова можно назвать трагическими, но их нельзя назвать мрачными. Жизнеутверждающие мотивы дают о себе знать, например, в «Зимней песне». И безусловно, поэт на века вписал своё имя в один ряд с другими творцами, воспевшими русскую деревню. Может, поэтому и близок так русскому духу Рубцов, что все мы, хотим мы этого или нет, по большому счёту выходцы из деревни. И пусть кривятся некоторые, по глухоте и неразвитости душевной растягивая презрительно «де-рев-ня», имея в виду всё отсталое, но трепетное отношение к родному краю, к земле родной, из которой мы все вышли, и в которую уйдём, неистребимо внутри тех, кто способен чувствовать.

Учился Николай Рубцов и в лесотехническом, и в горно-химическом техникумах, но призвание, в конечном итоге, привело его в Литературный институт имени М. Горького в Москве. Первые сборники стихов относятся как раз к этому периоду творчества. В середине шестидесятых Николай Рубцов впервые громко заявил о себе в качестве поэта. Столица принесла ему и новые возможности, завязалось несколько значимых знакомств с литераторами, благоприятствующими поэту.

Официальное признание пришло в 1968 году. Наглядной иллюстрацией этого факта стало выделение однокомнатной квартиры. Интересно, что квартиру Рубцов получил в доме, который находится на улице, названной в честь другого выдающегося поэта-земляка – Александра Яшина.

Конечно, такая яркая личность, какой был Николай Михайлович Рубцов, не могла не вызывать пересудов и толков разного характера, но время всё расставило на свои места. Приводим выдержки из воспоминаний современников, литераторов, друзей, которым посчастливилось жить и творить в одно время с поэтом.

«Помню у нас на новоселье Николай был в ударе, весь вечер играл на гармошке и очень много читал стихов, особенно Тютчева... На другой день, под вечер, он снова пришёл к нам, со смущённой улыбкой сказал: «Вчера мне вовсе не хотелось уходить, да отдыхать вам надо было… Вот и пришёл опять…» Вскоре он повёл разговор о Гоголе, да так интересно, с юмором, с удивлённой радостью, наизусть цитируя отрывки и реплики из «Мёртвых душ». Мы смеялись до слёз». (М. Корякина)

О любви Рубцова к Тютчеву говорят и другие современники.

«Книга Тютчева (стихи и статьи в дореволюционном издании) и была едва ли не единственной личной книгой Рубцова. Сейчас уже ходят легенды, что он, ложась спать, клал её под подушку. Я могу лишь сказать, что, во всяком случае, остальными книгами, которые ему попадались, Николай не дорожил и, бывало, оставлял где угодно. Книге же Тютчева такая судьба не угрожала». (Б. Чулков)

«За ним (Рубцовым) стойко стояла слава первого поэта литинститута, а первому по штату полагается свита, поэтому в одиночестве Рубцов в Москве практически не бывал, никогда и стихов не писал. Родиной его стихов почти всегда были Вологда, райцентровские городки и старинные сёла около них. Мы в Москве, падкой испокон веков на всякую всесветную сволочь, спорили о новаторстве, верлибре, «евтушенсковской» рифме, а тут из очередного побега на родину возвращался посвежевший, поопрятневший Николай и напевал нам по простоте душевной про эту тихую родину, про русский огонёк, доброго Филю, какое-нибудь Ферапонтово, «или про чью-то горькую   чужбину, или  о чём-то русском вообще». И всё становилось на свои места. «Антимиры» и «Братская ГЭС» так и шли дружно по разряду эксперимента и «новаторства», а «Добрый Филя» нечаянно становился классикой русской поэзии…»  (В. Макеев)

Интерес к творчеству поэта не утихает в наши дни, а кажется, разгорается с новой силой. Так, приведённые выдержки из воспоминаний были собраны Юрием Кириенко-Малюгиным в 2005 году в своей книге «Новая дорога к Рубцову».

В2016 году, в год 80-летнего юбилея со дня рождения Рубцова, на Вологодчине было проведено порядка 500 различных мероприятий, посвящённых творчеству поэта. «Рубцовские чтения» в Тотьме, конкурс «Живые страницы» областного формата, акция «Россия читает Рубцова» и многие другие. Организаторами выступили Правительство области и Департамент культуры и туризма области.

«Я умру в крещенские морозы»

Иногда слова поэтов и писателей становятся пророческими. Дело ли здесь в особом чутье или в творческом допущении по странному совпадению воплощавшемуся в жизнь, но это случается. Так и Николай Рубцов предсказал свой уход незадолго до него.

Несмотря на то, что официально виновник смерти 35-летнего поэта установлен – его невеста, начинающая в то время поэтесса – в этой истории остаётся немало тёмных пятен. Не хочется вставать в один ряд с теми, кто, не имея на руках достоверных данных, вовлекает окружающих в полемику и строит беспочвенные теории. Есть решение суда, которое в 1998 году было затребовано Верховным судом РФ по ходатайству осуждённой. Исследовав его, Верховный суд РФ пришёл к выводу, что оснований для пересмотра приговора 1971 года нет. Отметим только, что, начиная с 90-х годов, отбывшая судом назначенное наказание Людмила Дербина стала настаивать на собственной реабилитации.

«Есть резон в том, что ты рождён поэтом»

Похоронен Николай Рубцов в Вологде на Пошехонском кладбище. Сам поэт в своей записке-завещании просил похоронить его рядом с Константином Батюшковым. К сожалению, предсмертная воля исполнена не была.

В 2005 году в доме по адресу улица Герцена, 36, известном как «Дом Ситникова» был открыт музей «Литература. Искусство. Век XX». Это филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника. К слову, всего в Вологде работает четыре литературных музея. Деятельность других посвящена жизни и творчеству Василия Белова, Константина Батюшкова и Варлаама Шаламова. По адресу Герцена, 36 представлены экспозиции, касающиеся Николая Михайловича Рубцова и композитора, народного артиста РСФСР Валерия Александровича Гаврилина.

В год создания музея была открыта и экспозиция «Николай Рубцов – поэт». Восемь сменяющих друг друга тематических комплексов рассказывают о различных этапах в жизни поэта. В экспозиции представлены уникальные материалы, собранные из музейных фондов и частных собраний: фотографии, личные вещи, письма и другие документы (оригиналы и копии).

Для разных возрастных категорий разработаны разные программы. Так, в программе для старшего поколения акцент делается на зрелом периоде творчества поэта, старшим школьникам будут говорить преимущественно о юношеских стихах Рубцова и его любовной лирике. Для наглядности демонстрируются видеофильмы. Небольшие туристические группы могут отправиться в пешую экскурсию по маршруту от музея Николая Рубцова к его памятнику (Советский проспект) и дому, где поэт провёл последние годы своей жизни. В экскурсионную программу включено чтение стихов.

Экскурсия-викторина «По-дорожники: Путешествие с Николаем Рубцовым» предлагает детям узнать больше о талантливом земляке в игровой форме.

Не лишним в очередной раз будет упомянуть и о «Рубцовской осени», ежегодно собирающей под свои импровизированные литературные знамёна множество поклонников творчества нашего земляка, среди которых и профессиональные литераторы, и простые читатели.

Подводя черту, вместо послесловия хотелось бы привести одно из поздних стихотворений Николая Рубцова, которое в некотором роде является срезом, на котором просматривается его отношение к жизни.

«Я люблю судьбу свою,

Я бегу от помрачений!

Суну морду в полынью

И напьюсь,

Как зверь вечерний!

Сколько было здесь чудес,

На земле святой и древней,

Помнит только темный лес!

Он сегодня что-то дремлет.

От заснеженного льда

Я колени поднимаю,

Вижу поле, провода,

Все на свете понимаю!

Вот Есенин -

                    на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру,

Скромно Хлебников шаманит.

Неужели и они -

Просто горестные тени?

И не светят им огни

Новых русских деревенек?

Неужели

           в свой черёд

Надо мною смерть нависнет,-

Голова, как спелый плод,

Отлетит от веток жизни?

Все умрем.

Но есть резон

В том, что ты рожден поэтом.

А другой - жнецом рожден...

Все уйдем.

Но суть не в этом...».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2017

Заголовок в газете: Горит, горит звезда твоих полей…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру