Кому в госпрограмме жить хорошо…..

Вологжане оказались заложниками то ли бюрократии, то ли непрофессионализма чиновников

Я наблюдала за тем, как из нормальной интеллигентной, но вымотанной жизнью женщины, ожидание нелепых справок делает человека, не верящего в свое государство. Это, наверное, самое страшное, когда ты понимаешь, что все твои забеги по инстанциям за так любимыми в нашей стране справками, закончились полным крахом в стремлении попасть в государственную программу.

Вологжане оказались заложниками то ли бюрократии, то ли непрофессионализма чиновников

Казалось бы, позади остались сначала игра в «Угадай, что за программа», потом игра «Достучись до своего банка» и «Узнай перечень документов», потом веселый квест «Собери справки», и вот вроде уж совсем простой этап «Просто закажи и получи». Но именно этот шаг и стал для многих разочарованием. Самое противное в этой ситуации то, что больше всего и пострадали бюджетники, которые работают за 10-15 тысяч, имеют кредиты и ипотеки, маленьких детей, многодетные семьи. Они заплатили по 1800 рублей за каждого члена семьи, то есть, если 10 справок – 18000 рублей, которые у многих равны месячным взносам по ипотечным кредитам. И люди просто остались на выходе с потраченной суммой, и ненужным ворохом справочной макулатуры.

Что на заборе написали

Программа помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, стала доступна большему количеству семей, - так гласила информация на сайте Минстроя РФ, При этом размер выделяемой помощи был увеличен. Постановление Правительства России с соответствующими изменениями в программу было опубликовано на сайте кабмина 5 декабря. Согласно документу, предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту была увеличена с 10% до 20% от остатка суммы кредита, рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 600 тысяч рублей. Если рассмотреть на примере среднего кредита по России в размере 1,65 млн рублей, при снижении объема основного долга с 1,5 млн рублей до 1,35 млн руб (на 10%) размер ежемесячного аннуитетного платежа заемщика снижается на 2000 руб. При этом, в случае, если заемщик сможет получить возмещение в размере 330 тысяч рублей (20% от основного долга по ипотечному кредиту), то ежемесячный платеж снизится более чем на 3000 руб. Также, постановление расширило перечень категорий граждан, которые вправе претендовать на участие в программе помощи заемщикам. В связи со значительным количеством обращений в указанный перечень вошли семьи, в которых есть совершеннолетние дети, продолжающие свое обучение в образовательных учреждениях средне-специального и высшего профессионального образования. Программа помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, была утверждена Правительством России в апреле 2015 года, Постановлением №373.

Программа уже позволила оказать помощь тысячам семей, которые попали в тяжелое финансовое положение. Для этих целей из федерального бюджета было выделено 4,5 млрд. рублей», - вот так красиво и обнадеживающе рекламировали программу по реструктуризации ипотеки от АИЖК. Только не там, где надо. О самой поддержке государства, которая продолжается, как оказалось, уже два года, вологжане узнали только в конце декабря. До этого программой пользовались «избранные».

Что за забором оказалось

На деле, картина разворачивается зверская. Было заявлено, что документы в кредитные организации будут принимать только до вечера 9 февраля. И это было вопросом, поскольку программа заявлена до 1 марта. Но прием документов во многих банках закончился в конце января, начале февраля. Ажиотаж с пропавшими выписками ЕГРН, потерявшими заявлениями в Росреестре, на фоне сбоя программы и длительными ожиданиями ответа по всей стране.

Более того, я брала ипотеку в АИЖК. Мне никакой рассылки не было, о возможности снизить ипотечную нагрузку не сообщалось. И вообще, с передачей закладных в ВТБ мороки и проблем прибавилось: не знаешь, как заплатить, где заплатить, надо ехать в тьмутаракань, чтоб решить свои проблемы, но понятно же, что об удобстве клиента мало кто думает. Для банка ты – должник, ну как диагноз, видимо. Так вот, я решила узнать, а что же это за чудо-программа и позвонила по горячей линии в агентство. Сначала мне предлагали понажимать циферки по назначениям вопроса, а потом просто все отключалось. И так больше недели.

Складывается впечатление, что некоторые государственные органы просто не готовы к подобным программам. Всеобщий «БУМ!» не смог оставить вне нашу редакцию и захватил с собой в круговорот бюрократической наглости. Вологжанам пришлось отстаивать свои права, стоя в морозные ночи у дверей банка, чтобы успеть поучаствовать в программе реструктуризации ипотеки от АИЖК.

Помогли, но кому?

«25 января мы принесли необходимый пакет документов для выписки ЕГРН в МФЦ на каждого члена семьи, нас четверо. Наши документы приняли и сказали, что все будет готово 31 января. Когда в положенный срок мы пришли за документами, нам ответили, что три выписки ЕГРН, из заказанных, не готовы, а четвертая, на мое имя выписка, отвергнута. По какой причине мне даже не сообщили, перекинули на горячую линию, но и там сказали, что ответ не дать не могут: «Спрашивайте в МФЦ». Я попросила не перекидывать меня с места на место и объяснить причину отказа в выписке. В итоге они сослались на электронный сбой в системе. А уже конкретно, что за электронный сбой, они сказать не смогли. Мне пришлось подавать новую заявку на выписку из-за того, что они потеряли мои данные. Обычно выписки делают за 3-5 дней, но прибавили еще пару дней, и нам назначили прийти только 8 февраля за выпиской. В итоге, 8 февраля документы готовы только на детей и на мужа. О моей выписке пока ничего не известно», - рассказала нашей редакции одна из желающих поучить поддержку государства.

Стоит обратить внимание, что 31 января в МФЦ уже не принимали документы на участие в программе. У аппарата с талонами стоял администратор и всем объяснял, что смысла стоять в очереди нет, никто ничего не успеет. Но вологжане принимали информацию с подозрением, они стояли в коридорах и размышляли: «А стоит ли верить?»

Специалист МФЦ, принимающий документы у нашей читательницы рассказала, что и правда документы на получении выписки ЕГРН уже не принимают.

При этом разговор о «не принимаем» шел вовремя оформления документов на эту самую выписку. Зачем переписывать заявку, если уже ничего не успеть? Не понятно.

Для получения выписки ЕГРН необходимо оплатить госпошлину, которую с 1500 рублей повысилась до 1800. В среднем, семья из 4 человек тратит на сбор документов для получения помощи порядком 10 тысяч рублей, не зная одобрят ли их. Таких желающих в стране миллионы. Программа нацелена на помощь, но помощь кому? 

Как дальше быть?

«Я вчера звонила в Росреестр, где мне сказали, что моя выписка ЕГРН не готова, потому что еще не прошла по всем областям, где-то висит. 9 февраля мой муж пошел в банк, чтобы попросить проверить все ли документы в порядке, мы надеялись, что нам тоже разрешат донести позже мою выписку. В банке не было очередей, как обычно, сидели только 4 человека. Специалист закрывал дверь в свой кабинет на ключ и после называл, кто следующий к нему проходит. Видимо они так решили действовать, чтобы «просто спросить» не заходили. Проверить наши документы специалисты банка отказались, предложили подойти, когда соберем весь пакет», - продолжала наша читательница.

Еще в начале февраля ночью у банка стояла целая забастовка. Документы все собраны, а из-за Росреестра кому-то справки еще не выдали, кому-то выдали, но не по той форме. Как бы не получилось, что деньги на справки государству отдали, а на заветную программу не успели.

Дошло до того, что многие из «пострадавших» написали жалобы на Росреестр в Прокуратуру.

Росреестр обязан выдавать справки в определенный срок. Если Росреестр не вовремя выдал справку, в результате чего гражданин опоздал сдать документы на участие вгосударственной программе, то по статье 15 ГК РФ «Возмещение убытков» подается жалоба на организацию, по вине которой гражданину был причинен ущерб.

В пресс-службе Прокуратуры Вологодской области нам сообщили: «Да, такие обращения от вологжан были, они поступали и поступают в Прокуратуру в большом количестве, соответственно, они направлены для рассмотрения в соответствующие органы. Если мы увидим, что в действии уполномоченного органа выявлено нарушение федерального законодательства, то, естественно, будут приняты меры прокурорского реагирования в части устранения данного нарушения закона и привлечения к ответственности».

Как банки решают вопросы

Пока Росреестр пытается уладить свои сбои в программах, к счастью для многих, руководство некоторых банков пошли на уступки сначала для тех, кто дежурил ночи у административного здания – приняли их заявки на участие без выписки ЕГРН, с условием, что они донесут выписки позже.

А уже 9 февраля принимали решение о продлении приема документов до 28 февраля. Но и этому люди не радуются. Программа заканчивается 1 марта, а по условиям, рассматривают заявку до 30 дней!

На горячей линии АИЖК, нас утешили. Оператор Станислав пояснил, что банк вправе регулировать свои сроки, и если вовремя собрать необходимый перечень документов, а главное уложится по срокам, шансы получить заветную поддержку государства есть. Также нас убедили, что если даже программа закончится 1 марта, заявка никуда не пропадет и будет рассмотрена в положенные тридцать дней.

«Если, например, 27 числа подадите документы, тогда вы автоматически попадете под государственную программу. Главное, чтобы вы вовремя подали документы, и они приняли их», - проконсультировали в АИЖК.

Продленка

В настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается возможность изменения условий программы, в том числе продления срока ее реализации до 31 мая 2017 года. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 10 февраля прошло общественное обсуждение  текста проекта. Результаты этого обсуждения, также как  и вступит ли в силу новая поправка – неизвестно.

Предыстория

«Не самая» популярная программа по поддержки заемщиков началась еще в апреле 2015 года. Но условия программы были настолько жесткими, что мало кому подходили. Активизировались люди только в середине 2016 году, когда ее сделали более доступной. Однако, такой вселяющей веру в будущее, какой она стала сейчас, ее сделали 5 декабря 2016 года.

Теперь, рассчитывать на государственную поддержку могут:

·        граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей

·        граждане, являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей

·        граждане, являющиеся ветеранами боевых действий

·        граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов

·        граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися очной формы обучения

«У меня в банке работает подруга, говорит, что даже они о такой программе узнали в январе 2017 года. И как быть? В АИЖК говорят, что рассказывать о программе должны были банки, а им видимо не выгодно», - поделилась с нами вологжанка.

Действительно, Постановление от 5 декабря значительно расширило перечень категорий граждан, которые вправе претендовать на участие в программе помощи заемщикам. Но никто не распространял данную информацию, и люди до последнего не знали, что могут принять участие в программе реструктуризации долга.

Росреестр – враг народа?

Многострадальные отзывы вологжан, пострадавших от того, что документы не были изготовлены вовремя, размещены повсюду в интернете:

Анна К.

Многодетная семья. Решили снизить долг по ипотеке как и многие другие...заказали 5 выписок ЕГРН .Заплатила с комиссией около 9500рублей.Назначили получать 07.02.17 .и до сих пор не готовы. Завтра 10.02.последний день когда принимает документы банк -потом они мне на фиг не нужны будут. Телефоны молчат .никто не за что не отвечает и никому ничего не надо. Халатное отношение. Буду обращаться в суд!!!

9 февраля 2017

Лариса Н.

Заказала 4 выписки из ЕГРП - по объекту недвижимости и на отдельное лицо по всей России, до сих пор не готовы! Завтра 09.02.2017 последний день когда можно подавать документы в банк по программе, а потом они мне будут уже не нужны. А деньги заплати вперед! Ведь когда заказывала выписки срок назывался 5 рабочих дней. Кто мне теперь вернет мои деньги? И, вообще, за это безобразие, которое произошло не только со мной, кто-нибудь будет в ответе?

8 февраля 2017

Анонимный отзыв

Отношение к людям отвратительное. Телефоны все молчат. Заказала справки: выписку на объект недвижимости и выписки на отдельное лицо по всей России. Заплатила 5000 руб. Все сроки предоставления справок нарушены. За 2 недели звонков в Росреест на Лаврова ни разу не ответил ни один телефон!!! Как деньги взять в первую очередь, а услуги нет...А когда она будет готова мне она уже будет не нужна так как подача документов уже вышла...

7 февраля 2017

Пресс-службе Росреестра мы задали вопрос, почему происходят так называемые «сбои в программе», почему люди не могут получить справки в те сроки, которые установлены законом?

«Ну, смотрите, в соответствие с положением нового закона, который вступил в силу с 1 января, мы, Управление Росреестра, осуществляем кадастровый учет и регистрацию прав на основании документов, которые были представлены МФЦ и офисы приема и выдачи Кадастровой палаты. В соответствии с новым законом организация приема и выдачи документов по предоставлению информации, она сейчас возложена на Кадастровую палату, то есть в полномочия Управления не входит выдача информации о зарегистрированных правах, в том числе выписок, справок, то, что раньше выдавалось управлением, сейчас выдается Кадастровой палатой, то есть каким-то образом прокомментировать, почему в Кадастровой палате такие очереди, и почему выдача информации, например, осуществляется не в те сроки, которые установлены законом, я вам не могу сказать. Вам стоит обратиться в пресс-службу Кадастровой палаты».

На горячей линии «Росреестра», куда нам удалось дозвониться, нам сообщили:

«Была информация, что произошел технический сбой, и возможны задержки в предоставлении информации. Сейчас, поверьте, такая ситуация не только в Вологодской области, а по всей РФ. Как нам объяснили, выписки не формируются по техническим причинам. В сутки обрабатывается 3,5 тысячи запросов, а с нового года начало поступать более 15 тысяч запросов, и все, система полетела, проще говоря».

Редакция «МК. В Вологде. В Череповце» продолжит следить за дальнейшим развитием событий.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2017

Заголовок в газете: Кому в госпрограмме жить хорошо…..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру