Мы встретились с Евгением Борисовичем, который пришел в Госдуму после 8 лет успешной работы Главой города Вологды, чтобы обсудить с ним пути развития отечественной экономики.
Евгений Борисович, Минэкономразвития ожидает сокращение ВВП на полпроцента по итогам прошлого года. Почему так тормозим?
Отвечу словами нашего Президента Владимира Путина: «Причина торможения - в наших внутренних проблемах. В дефиците инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточном развитии конкуренции, изъянах делового климата».
Экономическая динамика у нас отсутствует уже несколько лет. И это на себе заметил каждый. Снизились реальные доходы людей, произошла стагнация доходов бюджетов всех уровней. Печально, что это не кажется критичным экономическому блоку нашего Правительства. Чиновники по-прежнему надеются, что цена на нефть вырастет, и ситуация исправится. Но даже в этом случае России не пророчат быстрого и устойчивого роста, мы будем отставать от развитых стран. Считаю, что строить такие прогнозы и действовать в соответствии с ними - недопустимо и просто опасно!
Вы считаете, что это опасно, потому что мы ставим будущее страны в зависимость от внешних условий, на которые трудно влиять?
Ну конечно! Наше будущее, в первую очередь, зависит от собственных усилий. Необходимо ставить сверхзадачи - обеспечить темпы роста ВВП на уровне, как минимум, 6-8 процентов в год. И сделать это не за счет роста цен на нефть! Только так можно мобилизовать ресурсы и значительно усилить наши позиции среди ведущих экономик мира в горизонте следующих 5-7 лет.
Цель понятна. А как предлагаете ее достигать? Президент в своем Послании Федеральному Собранию уже поручил срочно разработать план действий до 2025 года, который позволит к 2020 году выйти на темпы экономического роста выше мировых.
Мировая экономическая наука давно ответила на вопрос, при каких условиях растет рыночная экономика. Есть два основополагающих фактора, которые должны быть взаимоувязаны: предложение и платежеспособный спрос.
Если есть спрос, но нет предложения – наблюдается инфляция и рост импорта, поскольку люди и предприятия готовы платить любые деньги за нужные им товары.
Есть предложение, а спроса нет – наблюдается кризис перепроизводства, остановка и закрытие предприятий, безработица.
Чтобы нарастить предложение нашим предпринимателям необходимы вполне конкретные вещи: доступные материальные ресурсы, энергоэффективные производственные мощности, оборотные средства, современные станки, оборудование и технологии, а также профессиональные кадры.
Исходя из этого, считаю чрезвычайно важным в план, о котором говорил Президент, включить следующее.
Необходимо кардинально упростить доступ предприятий и отдельных граждан к местным ресурсам. Речь идет о земле, пашне, лесе, нерудных строительных материалах. Также нужно по максимуму упростить подключение новых объектов к инфраструктуре: воде, газу и электричеству.
Ну так это вообще не зависит ни от внешних факторов, ни от цены на нефть. Это же чисто организационные вещи!
Именно! Низкая эффективность государственного управления сегодня является главным тормозом экономического роста. И решение этой проблемы станет его драйвером.
К сожалению, зачастую бумаги у нас важнее людей и производственных процессов. А должно быть наоборот. Недопустимо, когда бюрократические проволочки не дают людям нормально работать, и они вынуждены тратить время и деньги на получение разрешений для элементарных действий. При этом любой чиновник безнаказанно и по самому незначительному поводу может остановить работу предприятия.
Это наглядно демонстрирует ситуация в строительном бизнесе и производстве строительных материалов. Обеспеченность жильем у нас почти в два раза ниже, чем в европейских странах. И одна из причин – в зарегулированности доступа к земле и инфраструктуре. А меж тем, строительная отрасль – это еще один локомотив экономики.
Выходит, все просто. Обеспечим каждому доступ к ресурсам, и получим рост ВВП. Как в старых лозунгах – всю землю – крестьянам!
Не совсем так. Это лишь один фактор производства. Нам еще необходимо всерьез заняться развитием человеческого капитала, прикладной науки и внедрением инноваций.
Сегодня очевидно, что мир стоит на пороге новой технологической волны. В 90-х годах бурный рост мировой экономики обеспечили компьютерные и информационные технологии. Тогда мы все «проспали», занимались перестройкой в стране. В ближайшие годы, по многочисленным прогнозам, произойдет революция в энергетике. Наступает эра электрического беспилотного транспорта, возобновляемых источников энергии и систем ее хранения. Кардинально изменяются бизнес модели.
Мы рискуем встретить очередной глобальный виток развития технологий только в качестве потребителей. А вся основная прибыль и новые рабочие места, как и в 1990-е годы, будут созданы за рубежом.
При этом, опять же, многие процессы в сфере внедрения инноваций зависят от качества и эффективности государственного управления! К примеру, программы обучения в госвузах, количество студентов на бюджетных местах и профили их подготовки должны исходить из потребностей новой экономики. Особый упор в вузах необходимо сделать на подготовку инженерных кадров, конструкторов, технологов, специалистов для IT-сферы. А для этого в наших школах необходимо повысить качество подготовки по математике, физике и информатике.
Будучи Главой Вологды, одной из приоритетных задач для своей команды я определил реализацию программы развития естественно-математического образования. В течение нескольких лет мы создавали в школах специальные инженерные классы, открыли естественно-математический лицей, стимулировали интерес учащихся к техническим специальностям, запустили профориентационные проекты. Мы первыми в России начали проводить профессиональную диагностику всех девятикласников и первыми реализовали проекты «Базовые организации» и «Шефы», которые позволили наладить партнерство между сферой образования и предприятиями. Наши действия в Вологде принесли видимые результаты – выросли средние баллы по математическим предметам, выросло число студентов по техническим специальностям, увеличился конкурс в техникумы на рабочие специальности, снизился дефицит кадров на предприятиях.
Еще одним источником инноваций может стать конверсия. Уверен, что в нашем военно-промышленном комплексе сосредоточены огромные возможности для разработки и выпуска конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Вы предлагаете опять на военных заводах кастрюли выпускать?
Да, 30 лет назад у нас был неудачный опыт конверсии. Я в то время сам работал на Вологодском оптико-механическом заводе и руководил производством военной продукции. Помню, как нам навязывали вместо высокоточной оптики выпуск непрофильной продукции. Она получалась дорогой, то есть неконкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами.
В сегодняшних условиях я предлагаю проводить конверсию с использованием современных бизнес-моделей и тех уникальных компетенций, которыми владеют наши предприятия ВПК.
Возьмем, к примеру, выпуск лидаров – оптических сканеров пространства. Они применяются во многих системах, в том числе в системах автопилотов электромобилей. А это сегодня одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся технологий. Спрос на эту продукцию на зарубежном рынке огромный! Совсем недавно Ford объявил о вложении 4,5 млрд.долл. в электромобили, а Volkswagen намерен к 2025 году увеличить производство электромобилей до 1 миллиона штук в год. Наш ВПК мог бы выпускать эти востребованные приборы на мировой рынок в рамках конверсии.
То есть не кастрюлями мы должны заниматься, как раньше, а выпуском высокотехнологичной гражданской продукции с высокой добавочной стоимостью. И делать это должны специализированные компании, которые будут являться дочерними предприятиями ВПК. По сути, вокруг каждого военного завода должен появиться кластер малых инновационных компаний.
А кто будет финансировать эти проекты?
Нельзя добиться роста экономики без доступа предприятий к источникам финансирования. Реальную поддержку нужно оказывать не банкам, а напрямую производственным предприятиям. Это обойдется дешевле, а эффект будет выше.
Например, ежегодно выделяются десятки миллиардов бюджетных рублей на поддержку сельского хозяйства. Значительная часть этих средств идет на компенсацию процентных ставок по кредитам и лизингу. То есть реальные деньги получают не сельхозпроизводители, а банки! Эти средства можно напрямую направить на покупку отечественной техники или строительство новых животноводческих комплексов.
Сделать это можно с помощью новых бизнес-моделей, например, через вхождение в уставный капитал предприятий. Тогда государство обеспечит сохранность и целевое использование бюджетных ресурсов и получит рычаги для повышения продовольственной безопасности страны. Это наше предложение универсально и применимо для любой отрасли экономики.
Одновременно эта мера активизирует развитие в нашей стране фондового рынка – второго мощного источника финансирования модернизации промышленности. Перспектива привлечения государственных средств через продажу части акций подвигнет множество крупных компаний заняться подготовкой к выходу на биржу. А это требует повышения прозрачности деятельности и финансовой дисциплины, развития корпоративной культуры, в целом способствует развитию управления. В итоге такие компании станут привлекательны и для частных инвесторов.
Евгений Борисович, представим, что все ваши предложения по развитию производства получили реальное воплощение, предприятия заработали на полную мощность. И, допустим, военный завод, про который мы с вами говорили, выпустил миллионы лидаров. Кто их будет покупать?
Лидары и другую высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию нужно продавать на мировом рынке. Следовательно, необходима поддержка экспорта. Но вы правы, нужно поддерживать спрос и внутри страны. Решить проблему могут сверхдешевые кредиты для населения. У нас, в отличие от западных стран, не удовлетворен спрос на многие базовые вещи. Мы отстаем по количеству автомобилей в расчете на одну семью и среднему возрасту автопарка. Уступаем по обеспеченности жильем, его состоянию и оснащению элементарными удобствами.
Вспомните, когда в 2015 году на несколько процентов была снижена процентная ставка по ипотеке с государственной поддержкой, это значительно активизировало спрос на жилье и фактически позволило спасти строительный рынок. Убежден, что процентные ставки по кредитам в нашей стране серьезно завышены. К примеру, чистая прибыль Сбербанка в прошлом году по сравнению с 2015 годом увеличилась вдвое и достигла полутриллиона рублей. Поэтому ставки нужно снижать!
Но, чтобы не допустить инфляции, сверхдешевые кредиты надо использовать обдуманно и аккуратно в комплексе с мерами по стимулированию предложения.
Хочу акцентировать внимание, что к базовому потреблению относятся и услуги государства. Именно они определяют качество жизни. Нам остро не хватает хороших дорог, современных спортивных комплексов, детских садов, школ, больниц... Нам много чего нужно! И при этом срочно! Спрос есть, денег в регионах нет.
Поэтому необходимо пересмотреть межбюджетные отношения в пользу регионов и муниципалитетов. Это не политический, а сугубо хозяйственный вопрос. Но он имеет принципиальное значение для активизации работы местных элит и поддержки спроса. Например, передача только одного налога НДФЛ в полном объеме на уровень муниципалитетов способна в разы увеличить их инвестиционные программы. Эти деньги пойдут на строительство новых объектов, которые, как правило, осуществляют местные предприниматели. Такая мера способна за несколько лет преобразить наши города, в которых сегодня живет большая часть населения России!
Кроме того, нужно совершенствовать механизмы работы государственных и федеральных целевых программ. Регионы и муниципалитеты тратят огромные усилия, чтобы попасть в программы, но при этом не имеют никаких гарантий получения средств. Условия программ, сроки и суммы их финансирования ежегодно меняются. Считаю, что с помощью целевых программ следует финансировать только уникальные комплексные проекты федерального масштаба. А относительно простые задачи, как строительство детских садов или школ, можно решить на местном уровне, если у муниципалитетов будет достаточно средств.
Госзаказ и госзакупки - это тоже очень мощный рычаг поддержки спроса, если деньги получают местные производители, а не различного рода посредники и компании, зарегистрированные в оффшорах.
Также спрос может поддержать регулирование деятельности крупных государственных и частных компаний, наших монополий. К ним вообще много вопросов! Например, часто именно они разгоняют инфляцию, повышая тарифы и цены на свою продукцию. Эти факты должны жестко пресекаться антимонопольными службами. Также они закупают огромное количество товаров и услуг. Однако, небольшим компаниям получить их заказы чрезвычайно трудно. В Вологодской области действует проект «Синергия роста», который как раз направлен на решение этой проблемы. В результате объем закупок у малого и среднего бизнеса нашими промышленными гигантами - компаниями «Северсталь» и «ФосАгро» всего за два года вырос в несколько раз! Этот опыт можно распространить на всю Россию.
На какое-то время ваши предложения, безусловно, обеспечат спрос на базовые товары и услуги. Но, допустим, я не куплю второй автомобиль, если у меня уже есть один. Выходит, спрос придется постоянно создавать, если мы хотим обеспечить устойчивый рост экономики.
Именно этим и занимаются инновационные компании. Обеспеченному потребителю необходимо предлагать то, чего у него никогда не было. Представьте, какие здесь кроются перспективы! Это создает колоссальный рынок и колоссальный спрос – работы как минимум на несколько десятилетий вперед!
Как заявил Евгений Шулепов, необходимо ставить сверхзадачи - обеспечить темпы роста ВВП на уровне, как минимум, 6-8 процентов в год.
Для этого требуется выполнить 10 шагов:
- Повысить эффективность государственного управления.
- Упростить доступ предприятий и граждан к местным ресурсам и инфраструктуре.
- Сориентировать программы обучения в школах и вузах на потребности экономики.
- Перевести ВПК в режим конверсии.
- Средства программ господдержки направлять напрямую конкретным предприятиям.
- Поддержать экспорт высокотехнологичной продукции.
- Снизить ставки по всем видам кредитов и обеспечить сверх дешевые кредиты населению на покупку автомобилей и жилья.
- Пересмотреть межбюджетные отношения в пользу муниципалитетов и регионов.
- Упростить участие регионов в ФЦП.
- Усовершенствовать систему госзакупок и контроля за деятельностью госкомпаний и монополий.