В среднем, на торги приходит менее трех участников. На трети торгов цена не снижается, на закупках по завышенным ценам государство потеряло около 180 млрд руб. (2,68% от заказа). А региональные компании жалуются на невозможность выиграть торги из-за коррупции, передал через представителя вице-президент Ассоциации участников закупок Павел Друкер.
По-научному
Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области непрерывного мониторинга российского рынка государственных и корпоративных закупок на предмет прозрачности, гарантии соблюдения законодательства, выявления фактов сговора, минимизации проблемы коррупции при госрасходах, выявления наиболее распространенных отклонений на рынке госзаказа. Ежегодно, начиная с 2006 года, аналитический центр осуществляет сопоставительный анализ крупнейших государственных и корпоративных структур с целью оценки текущего уровня прозрачности и эффективности систем закупок крупнейших государственных и корпоративных закупщиков, установления причин различий в оценках, выявления и распространения лучших практик управления закупочной деятельностью.
Рейтинг разделен на пять секций участников по типу осуществления размещения заказов - государственные заказчики федерального, регионального и муниципального уровня, компании и т.д. Каждая секция представляет собой рейтингование участников по пяти уровням прозрачности - гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность, характеризующим зрелость и качество закупочных процессов. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой прозрачности - область отрицательных оценок. Источниками данных для проведения исследования являются Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками
За период 2016 года потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 187,82 млрд. руб. (без учета уровня инфляции), доля потерь в объеме размещенного заказа - 2,68%. Наибольшую долю потерь имеет муниципальный сегмент, которая равна 3,40%. В региональном сегменте доля потерь оценивается в 2,83%, в федеральном – 2,10%.По сравнению с итогами 2015, наблюдается уменьшение положительного диапазона на 8%, при этом происходит увеличение доли нейтральной области на 5%. Отрицательная область выросла на 3%, однако происходит уменьшение доли закупщиков с уровнем «Низкая прозрачность» на 8%.
Средняя прозрачность
Сегмент муниципальных закупщиков находится на уровне «Средняя прозрачность». Распределение участников по уровням следующее: «Гарантированная прозрачность» - 12%, «Высокая прозрачность» - 18%, «Средняя прозрачность» - 35%, «Базовая прозрачность» - 23%, «Низкая прозрачность» - 12%. Суммарная доля участников в положительном диапазоне составляет 30%, в отрицательном - 35%, в нейтральном - 35%. Вологодская областьнаходится в среднем рейтинге прозрачности на сегодняшний день.
В Санкт-Петербурге проходил Антикоррупционный форум» Северо-Западного федерального округа, организованный проектом Общероссийского народного фронта «За честные закупки». В мероприятии приняли участие более 450 представителей предпринимательского сообщества, государственных заказчиков, общественных активистов, журналистов и блогеров из всех регионов округа. Форум стал площадкой, на которой они смогли впервые перейти от заочного к открытому, прямому диалогу друг с другом по актуальным проблемам госзаказа.
Председатель вологодского отделения Всероссийского общества инвалидов, активист ОНФ Максим Выдров, рассказал о своей деятельности в рамках проекта Народного фронта: «Я сравнительно недавно начал работать с проектом «За честные закупки», и, конечно, очень важно обменяться опытом с коллегами, как не только выявить, но и отменить. У нас, например, недавно Департамент образования Вологодской области закупил клавиатуры для слабовидящих. Вещь, конечно, хорошая, но цена – 21 тысяча за единицу. Золотые клавиатуры получились. Такие закупки надо пресекать, и мы очень рассчитываем на поддержку экспертов ОНФ».Совсем недавно у журналистов и активистов ОНФ вновь появились вопросы по проведению закупок Департаментом образования Вологодской области.
История вопроса такова. Департамент образования Вологодской области объявил тендеры на поставку школьного оборудования. Как видно из аукционной документации, подписанной замначальника Департамента Людмилой Проничевой, - «для проведения школьниками экспериментальных занятий на уроках физики, химии и биологии». В общей сложности, 4 аукциона на сумму 39,6 млн. руб.
Все это не отличалось бы никак от обычных, естественных функций Департамента образования, если бы не то, что аукционы объявили 16 ноября, а это означает, что госконтракты с победителем должны быть подписаны не ранее 19-20 декабря, а на поставку в 7 школ и проведение монтажных работ, согласно условиям торгов, остается 10 дней. Даже дилетанту в системе госзакупок становится понятно, что подобрать у разных производителей товар, сделать его заказ, произвести, получить, скомплектовать все, доставить по всем школам, смонтировать и запустить невозможно за отведенный чиновниками срок. Сразу напрашивается вопрос: не определен ли победитель заранее, еще на этапе составления технического задания? Могла ли какая-нибудь фирма, не знающая заранее о торгах, принять участие в таких аукционах?
Не по-детски
Попробуем расшифровать техническое задание, составленное чиновниками. Оно представляет из себя множество требований к параметрам оборудования: размеры, материал изготовления, диапазоны, частоты. Как подобрать технику для поставки, чтобы она удовлетворяла каждому запрошенному чиновниками параметру? Но самое главное, чтобы каждый датчик, каждый микроскоп обязательно был в наличии на складах, ведь успеть что-то заказать и привезти уже практически нереально. Включаем поиск в глобальной сети интернет. И что мы видим? Буква в букву, запятая в запятую участки текста ТЗ совпадают с рекламным описанием продуктов фирмы ООО «Экзамен-медиа» на корпоративном сайте коммерсантов! Техническое задание изобилует неоднозначными требованиями, которым просто невозможно соответствовать,что дает возможность отсеивать «не своих» на случай, если найдутся желающие выиграть аукцион и испытать «счастье» сдать поставленное оборудование перед самым новым годом вологодским чиновникам от образования.
Например, согласно выставленной на торги документации, г-жа Проничева собиралась при исполнении госконтракта следить за тем, чтобы поставщик привез «магдебурские полушария» с прочными ручками. Как чиновница предполагала оценивать прочность ручек неизвестно. Видимо, на глазок. У «своих» ручки будут прочными, и «полушария» будут приняты, а у чужих - нет.
Или, например, согласно требованиям Департамента образования Вологодской области, «Набор индивидуальный для работы с газами» должен включать цилиндрическую воронку с «длинным отростком». При этом чиновники не пишут какой отросток считается в их понимании длинным, а какой коротким или «не достаточно длинным», чтобы оборудование поставщика их устроило.
Комплект запасного стекла для индивидуальных приборов включает не менее 10 «высоких» стаканов. И как сможет потом «чужой» поставщик угодить требовательному руководству Департамента образования, подобрав именно «высокие» по их представлениям стаканы, ведь они не указывают числовые параметры высоты стаканов, которые их устраивают, а используют размытые и абстрактные формулировки - имена прилагательные.
От внимательного изучения текста технического задания становится грустно. Видно, что автор этого текста либо тотально безграмотен, либо даже не перечитывал его и не проверял. Неужели в Департаменте образования работают настолько необразованные люди, что описывая требования к ноутбуку, потребовали наличие «необходимых для работы дополнительных модулей и служебных программ», которые «включены в пособие». Какое имели в виду пособие чиновники непонятно, как впрочем, непонятно и то, что такое основные модули и программы, а какие - «дополнительные»… Подобных нестыковок, неувязок и разного рода бессмыслиц - огромное количество: от каких-то банок-промывалок до «контейнеров со специальным ложементом» и упаковок «легкого» пластилина, «легкость» которого чиновники будут, видимо, тоже определять на глазок…
Наши предположения об ангажированности торгов подтверждаются и отсутствием большого перечня желающих принять в них участие. Из протоколов аукционов следует, что тремя из четырех заказов заинтересовались всего две фирмы. При этом снижение от начальной цены составило 1%, 1,5% и 2,5% в зависимости от цены лота: чем выше цена (и чем больше потери при снижении), тем снижение меньше и наоборот, что наводит на мысль об возможной связи обеих фирм-участниц. И лишь в том аукционе, где могли оказаться реальные конкуренты, возникла экономия 11%.
Это в наше-то время, когда фирмы жестко конкурируют и борются за каждый рубль государственного заказа, в торгах вологодского департамента образования экономия составляет жалкие копейки. На сайтах ФНС и госзакупок можно получить информацию о поставщике. Это некое ООО "Технологии образования" из г. Вологда. Однако, с таким названием есть 2 фирмы в Вологде и у обеих фирм Генеральный директор Илья Симановский, он же выступает соучредителем. Вторым соучредителем в первым случае является Максим Сейферман, во втором - Константин Иванов. Оба числятся как личные друзья г-на Симановского на страницах соцсетей. Зарегистрирована одна фирма в г. Вологде по адресу ул. Октябрьская 68, вторая - Костромская ул., д. 7. Победитель этих аукционов - тот г-н Симановский, который с ул. Октябрьская. Второй игрок, который везде играл и везде проиграл (как в "Поле Чудес" - играл, но не отгадал ни одной буквы!) - некое ООО "Цитадель", зарегистрированное, вы удивитесь(!), по тому же самому адресу, что и одна из фирм Симановского - в том же городе, на той же улице и в том же доме! И директор у нее - тот же Константин Иванов, который соучредитель в одном из двух ООО "Технологии образования". На сайте госзакупок можно найти несколько иных тендеров, где обе фирмы встречаются в паре. Модель та же: одна фирма побеждает с очень маленьким снижением, вторая, соответственно, проигрывает. Внешне, на первый взгляд, все выглядит как конкурентная борьба.
Непрозрачно
Между тем, как следует из «Национального рейтинга прозрачности закупок» количество допущенных заявок — это реальный показатель конкурентной борьбы в ходе проведения конкурентной закупочной процедуры. Количество допущенных заявок прямо пропорционально оказывает влияние на экономическую эффективность закупки, и как следствие, позволяет сэкономить бюджетные средства. По всем видам закупочных процедур при количестве допущенных заявок, равном более 5 заявок, средний дисконт является максимальным.
В пользу того, что партнёр Симановского - Константин Иванов не планировал выиграть и заключать госконтракт говорит и тот факт, что ООО "Цитадель" не имело права заключать сделки свыше 4 млн рублей, что зафиксировано учредителем в Решении об одобрении крупной сделки.
Вот только почему Комитет государственного заказа Вологодской области не отклонил заявку Иванова, как положено по закону, неужели для того, чтобы способствовать видимости конкуренции, ведь иначе в итоговых документах значился бы только один игрок - фирма Симановского.
И это не единственный вопрос, который по итогам таких торгов возникает к Комитету госзаказа: как профессионалы в области размещения госзаказа и организации аукционов могли в самом конце года пропустить документацию с таким большим количеством нестыковок и несуразиц, особенно с учётом недетских сумм аукционов.
Официальный комментарий
В ответ на наш запрос из департамента образования за подписью заместителя начальника Департамента образования Л. Р. Проничевой пришел ответ: «Технические задания формировались на основании требований, предъявленных в системе образования для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования и соответствует нормативно-техническим документам, действующим на территории РФ».
Собственно, это же самое подтвердили и в департаменте госзаказа области: «Заявки содержали все необходимые документы и информацию, предусмотренную Порядком, в связи с чем уполномоченный орган обеспечил разработку извещений о проведении аукционов, документаций об аукционах, а также проектов контрактов, а также проектов контрактов в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок ».
Но Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в своем ответе на запрос нашей редакции по этому вопросу сообщило следующее: «В течении 2016 года в адрес УФАС области поступали жалобы на действия Департамента образования области при проведении электронных аукционов. По итогам жалоб были приняты решения и выданы предписания. В настоящее время на основании поступившего обращения проводятся проверочные мероприятия на предмет наличия в действиях департамента образования области при проведении электронных аукционов нарушения антимонопольного законодательства и решается вопрос о возбуждении дела».
Вопрос будущего
На площадке ОНФпроводился круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок». В дискуссии приняли участие представители Минэкономразвития, ФАС, региональных отраслевых ведомств, Контрольного управления президента РФ, объединений предпринимателей, общественных организаций, активисты и эксперты ОНФ.
Участники круглого стола обсудили вопросы нормирования затрат в сфере госзакупок для федерального, регионального и муниципального уровней, предложения по совершенствованию института нормирования.В числе прозвучавших инициатив – централизация госзакупок всех уровней. Этот вопрос уже обсуждался Народным фронтом, в том числе на дискуссионной площадке «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий».
На втором «Форуме действий» ОНФ руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил с инициативой создания системы проведения таких закупок централизованным образом, так можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно. Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать», – считает он. По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн руб.
Заместитель начальника Контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский, говоря о необходимости централизации в системе закупок, отметил, что этим должны заниматься обученные профессионалы, которые будут отвечать за каждый контракт. Необходимо поддержать тот импульс, который дал ОНФ обсуждению этой важной темы, и в дальнейшем продолжить эту работу. По его мнению, в частности, стоит отдельно изучить опыт проведения централизованных закупок не только в Калужской области, но в других регионах, обсудить нормы эксплуатации, амортизации, ценообразования и прочее и передать удачные практики тем, кто участвует в создании всей нормативной базы, касающейся комплексной системы нормирования. «Если мы это движение зададим и сделаем это правильно, то получим большой экономический эффект», – уверен Валентин Летуновский.
Редакция МК будет следить за развитием ситуации.