"Нерентабельный" памятник

Крик души или история о том, как слова расходятся с делом

К нам в редакцию обратилась одна неравнодушная жительница Грязовецкого района, а именно Комьянского сельского поселения

Крик души или история о том, как слова расходятся с делом

К нам в редакцию обратилась одна неравнодушная жительница Грязовецкого района, а именно Комьянского сельского поселения. Анастасия Ивановна (мы изменили имя обратившейся к нам читательницы МК) всем сердцем болеет за судьбу своей малой Родины. Вот только жаль, что очень редко удается найти отклик у власти. Но обо всем по порядку.

Как живет глубинка

Ни для кого ни секрет, что деревня постепенно умирает: жителей все меньше, школы объединяют или закрывают, колхозов нет, как впрочем и работы, люди и пытаются свести концы с концами, но не всем удается. Да, время беспощадно. Но деревня должна жить!

«Мы жители Грязовецкого района Комьянского с/п и родились там. Раньше у нас в 11 деревнях на Великой реке было все: поля засеяны льном и разным житом, клевером цвели. Были магазины, пекарня, школы, библиотека, клубы для молодежи, почта, церковь, гумно, где сушили и молотили зерно, конюшни, телятники. Был И памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Позднее стало все постепенно рушиться», - начала свою историю Анастасия Ивановна.

«Нерентабельный»  

Итак, первое, о чем обеспокоены местные жители, это памятник 138 уроженцам этих мест, которые отдали свои жизни за Родину, за благополучие потомков. Памятник воинам Великой Отечественной войны был воздвигнут в 60-х годах в деревне Звягино. Война коснулась жизни каждой семьи, жители этих мест решили при помощи памятника сохранить имена героев в вечности, но, увы, теперь у памятника плачевный вид, и местные власти не собираются и пальцем о палец ударить ради его восстановления.

«Отцы, братья наши - молодые парни, которые и жизни-то не видели, ушли на войну, многие добровольцами и погибли! Вот, например, мой отец воевал в общей сложности 13 лет. Одна война кончается, следующая начинается, потом восстановление разрушенного. Семьи большие у всех были. Почти в каждый дом пришла похоронка, а то и не одна еще. Легко ли было матерям потерять сына?!» - горестно рассказала Анастасия Ивановна.

Сейчас монумент зарос лесом, а у его основания выросли кусты, вырубить которые местным жителям не под силу. Ситуация выглядит таким образом: население местных деревень составляют в большинстве своем пожилые люди, которым добраться до памятника проблематично. Нет, раньше за монументом осуществлялся неплохой уход, ведь все были моложе, сил было значительно больше, тропинки не зарастали, высаживались цветы, памятник радовал глаз.

А как на сей факт отреагировали власти? Ведь в преддверии памятных дат, с каждой трибуны доносятся фразы: «Никто не забыт! Ничто не забыто!».

Правда, жители думают немного иначе. Забыт памятник, видимо, к нему эти лозунги не относятся. Но память о героях должна жить, и не только в сердцах местных жителей. Пройдет время, и как будущие поколения будут знать свою историю - лишь из учебников?!

Многие жители уже давно просят власти перенести монумент на развилку у дороги. Ухаживать за памятником станет намного проще. Сейчас монумент, возведенный погибшим в годы ВОВ, нуждается в серьезном восстановлении.

Местные жители прошли гору инстанций, были обращения в прокуратуру. Но здесь нужно обратить внимание на главное действующее лицо данной истории — главУ Комьянского с/п -Нину Тяпугину. Она решила воздвигнуть монумент в совхозе Бушуиха, причем сама решила, без одобрения местных жителей. Так получается: что хочу, то и ворочу. Глава заявляет, что этот постамент для всех. А предыдущий памятник канул в лету, для кого он был возведен?!

Так вот, по словам Нины Тяпугиной, под памятником нет захоронений, он, увы, «нерентабельный». Жители были возмущены подобной формулировкой: «Да разве такое может быть, чтобы о памяти погибшим такое говорили? Ведь, они же на 70-летие Победы оратовали на площади, что память о погибших в наших сердцах. Пусть слова не расходятся с делом!»

«Разве власти имеют право на такое равнодушие, не могут выделить средств на два поддона кирпича? Раньше гранита было не добыть, памятники делали железными или просто ставили деревянный крест. Вот и в этом месте в 60-ых, был сделан монумент из кирпича. В то время это была отличная память, которая с течением времени должна лишь крепнуть. Память крепнет, а монумент исчезает с лица земли».

Анастасия Ивановна уже стала «родной» во многих инстанциях, правда, пенсионерку словно не слышат, или не хотят слышать.

«В Вологде помощь обещали оказать еще в 2014 году, что волонтеры подделают памятник. Да все одни разговоры однодневные, и все забыто на завтра уже», - призналась Анастасия Ивановна.

Обращения граждан сыплются только что не Президенту, обращались и к главе поселения, и в специальные органы, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Дорога жизни

Всем сельским жителям знакома проблема плохих дорог. Многим жителям отдаленных населенных пунктов до магазинов, пунктов оказания помощи, приходится добираться по ужасным колдобинам, ямам, непроходимой грязи, а вот зимой - по нечищенной дороге. Для жителей Комьянского сельского поселения дорога Гора-Полушкино-Киселево стала «дорогой жизни». Как добираться медицинскому персоналу, что делать, если горит дом, как спасать пожилых людей в экстренных случаях?! Местные власти на данный счет лишь разводят руками. Действительно ли ничего нельзя поделать или это просто наплевательское отношение? Изначально, обращения жителей носили устный характер, но все просьбы и обращения народа потерпели фиаско.

А уже с 2006 года все просьбы и ответы начали подшивать. Единая проблема объединила местных жителей.

«По своему усмотрению»

Не так давно в каждую деревню, даже самую отдаленную, были поставлены таксофоны. Многие задались логично вытекающим вопросом: зачем? На тот момент практически все уже обзавелись мобильными телефонами. К тому же данные аппараты очень странно работают: необходимо купить специальную карту, класть на нее деньги, звонить. Многие, воспользовавшись услугами подобного таксофона, решили отказаться от данного вида связи, ведь деньги списываются, а соединения не устанавливается. К чему это все мы описываем: все просто, Анастасия Ивановна вместе с жителями просят не тратить деньги на «воздух», не устанавливать эти бесполезные аппараты, а лучше эти средства пустить на благоустройство дороги. Но, увы и ах! Оказывается, закупка таксофонов была произведена довольно давно, установить их просто полагалось.

«Вот говорят надо голосовать за власть, да что толку, ведь все равно народ-то не слушают и не хотят слушать!» - заявили местные жители.

Как жить?

Сначала глава сельского поселения категорично заявляла, что и дороги, собственно говоря, на карте нет. Анастасия Ивановна карту достала, всем властям разослала, чтобы знали, что там люди живут, дорога там есть. От властей был получен следующий ответ: якобы в деревнях прописано мало людей, нет народа, и делать дорогу не для кого. Без дороги невозможно зажить человеческой жизнью, вот люди и разъехались кто куда, а жить хочется в родных местах.

Как гласит ответ из Департамента здравоохранения Вологодской области:

«По информации, полученной от начальника управления здравоохранения Грязовецкого муниципального района, медицинское обслуживание деревень Полушкино, Воскресенское, Заречье и других затруднено из-за отсутствия дороги с твердым покрытием до этих поселений.

В октябре 2006 года из деревни Полушкино поступил вызов к больной, но фельдшер не смогла доехать на санитарном автомобиле до больной из-за бездорожья. Обращение к администрации поселения с просьбой выделить трактор для транспортировки фельдшера оказалось безрезультатным. Отказа в выполнении вызова со стороны фельдшера не было, однако, учитывая расстояние и непроходимое состояние дороги, выполнить вызов и вывезти больную оказалось невозможным. В адрес главы Грязовецкого муниципального района направлено обращение департамента здравоохранения области о необходимости принятия срочных мер по повышению транспортной доступности отдаленных сельских поселений с целью повышения качества и доступности медицинской помощи жителям района».

А вот такой ответ на обращение граждан был получен из прокуратуры Грязовецкого района: «в ходе проведенной проверки в апреле 2016 года сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Грязовецкий» установлено, что проезд по дороге к д. Гора- Полушкино и после ее окончания находится в неудовлетворительном состоянии, что затрудняет проезд автомобильному транспорту. Проезд к указанной деревне автомобилей скорой медицинской помощи, службы спасения, пожарной невозможен».

Со слезами на глазах

Анастасия Ивановна привела достаточно примеров того, как из-за отсутствия дороги погибли люди, помощь просто застревала, не успевала на вызов, а люди умирали.

Так, в деревне Боброво участник войны умер за столом, а его жена не заметила этого — она тоже в преклонном возрасте, плохо видит, слышит, вот и проворонила смерть супруга. Местным жителям нужен социальный работник, который вовремя присмотрит, окажет какую-либо помощь. Сейчас медика к больному нужно лично доставить, затем обратно отвезти. Это не под силу пожилым людям, к тому же не у всех есть личный автотранспорт. Анастасия Ивановна рассказала еще про случай в деревне Полушкино. Там крайне тяжело заболела вдова ветерана ВОВ, многодетная мать, труженик тыла. Медика из Совхоза добиться не удалось. Анастасия Ивановна сама позвонила в Грязовец. В результате длительного спора, скорая все же приехала. Правда, бригада довольно долго выражала свое недовольство, но позже все-таки приступила к исполнению своих прямых обязанностей — к лечению больной. Пенсионерка сейчас жива и здорова, в скором времени отпразднует свое 90-летие.

В деревне Полушкино произошел пожар, пожарные до места так и не добрались, застряли где-то в колдобинах. Тушили дом вручную, поливали из ковша, ведрами воду черпали и лили. Равнодушных не было, каждый помог, чем смог.

Зимой встает ребром еще одна проблема — дорога совсем не чистится от снега, хотя подобные обязанности возложены на главу муниципального образования Комьянское Тяпугину Н.Е. На данные цели выделяются средства из областного бюджета согласно нормативам.

К каждому порогу - хорошая дорога!

На строительство сельских дорог очень часто дают субсидии. Проживающие здесь граждане заявляют, что дорога является социально обоснованной, она нужна. Проблема требует решения. Анастасия Ивановна подчеркивает, что еще в 2007 году Глава администрации района М.А. Лупандин утверждал, что разработан план первоочередного ремонта муниципальных автомобильных дорог общего пользования. Необходимо было написать на субсидию, власти уверяли, что ее дадут. Чуть позже, в 2009 году поступило заявление, что через три года, то есть в 2012 году, дорога будет сделана. Таким образом, получается, что чиновники следуют каким-то своим законам, и не умеют держать слово. Но, как говорится, слово не воробей, дал его – держи, и тогда благодарные жители, вместо того, чтобы ругать и проклинать власть за бесчувствие, воздвигнут памятник уже тебе, как говорят жители.

Замкнутый круг

В 2016 году на ремонт дороги было выделено 500 тысяч рублей. Но данные средства не были освоены, поскольку начался период дождей, восстановительные работы были перенесены на 2017 год. Но эти средства капля в море, их не хватит для приведения дороги в надлежащее состояние. Еще раньше многие жители просили местных властей подсыпать проблемные места. Но народ вновь не слышали или же не хотели слышать, вот и весь и ответ: «Ваш вопрос находится на контроле!».

По-существу помощи никакой не оказывается, везде лишь переводят стрелки. Глава Комьянского сельского поселения даже утверждает, что средств на дорогу истрачено уже много.

«Нас удивляет до глубины души, вот эта ненависть к нашим деревням. Всем хочется просто стереть с лица земли 11 деревень. Мы - «не рентабельные»?! Но не выйдет!» - заявляют местные жители.

Также людей интересуют, куда уходят выделяемые на поддержание дорог в надлежащем состоянии деньги, а именно 6600 на 1 км, а километров в общей сложности получается 15. Значит, на подобные цели ежегодно выделяется порядка 99 тысяч рублей. Народ задается вопросом: на самом ли деле эти средства поступают на ремонт дороги? Люди требуют отчет с копиями расходных документов. Но, к сожалению, и здесь власть не желает выполнять требования народа.

«Сейчас вся дорога сплошное месиво, и проблемное место одно — расстояние в 15 м. Жизнь в наших деревнях все равно есть, не умрут наши деревни — не погубит их и глава Тяпугина! Пусть не надеется. А мы здесь родились, здесь и умирать будем. Дети наши и внуки продолжат жизнь в нашей глубинке», - оптимистично заявляют местные жители.

Редакция будет следить за дальнейшим развитием этой истории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2017

Заголовок в газете: И жизнь, и слезы вологодской глубинки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру