Интервью с вологодской мастерицей, покорившей Индию

Дина Теленкова рассказала о традиционной вышивке

В сентябре, в Индии, в городе Джайпуре, прошла международная программа по обмену навыками для мастеров народных художественных промыслов из стран BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

Дина Теленкова рассказала о традиционной вышивке

Россию на выставке представляли пять мастеров, по одному из пяти регионов, отобранных Министерством культуры РФ. Честь Вологодской области на мероприятии защищала мастерица Дина Теленкова, специализирующаяся на традиционной вышивке. Она рассказала корреспонденту нашего издания об этом виде творчества.

- Почему вы решили заняться вышивкой?

- Когда в детстве я лежала в больнице, мне медсестры подарили вышивку крестиком. Она была очень простенькая, но мне понравилось. И с тех пор я начала вышивать.

- Занимался ли кто-нибудь рукоделием в вашей семье?

- Мама у меня швея. Она работала в ателье, шила все. Сейчас у нас работа в тандеме: я вышиваю, она сшивает. У моей дочери плохое зрение, она не любит вышивать, увлекается литературой. Сейчас сама учится вязать. Думаю, может, мне будет кофточки вязать, носочки.

- Как давно вы занимаетесь традиционной вышивкой?

- Я начала обучаться с 1998 года. Сначала год или два занималась в Студии вологодской росписи, там есть студия вышивки: роспись, кружева, плетение из ивы, бересты, разные ремесла. А потом меня пригласили туда преподавать, года через четыре, когда я получила мастера.

- Где вы находите узоры для вышивки?

- Некоторые узоры я срисовываю с оригинальных предметов, например, с полотенца. Сначала мы рисуем схемы, некоторые узоры переносятся на кальку, некоторые считаются. Есть жемчужное шитье по бели, это прорезной насквозь венец. Также срисовываем узоры с фотографий.

- А сами не придумываете узоры?

- Орнамент считается неким языком, информационной системой. Нельзя, не зная язык, комбинировать знаки. А эти полоски называются проставы, с санскрита переводится как «хвалебный гимн». Это текст. Невозможно что-то сочинить, не зная языка. Мы знаем некоторые значения: крест — символ огня, мужской силы. Каждый узор содержит определенный смысл, поэтому мы их не меняем.

- А когда заложилось значение?

- История орнамента не известна. Наша вышивка более разнообразна. Этот язык развивался до 19 века, а потом, когда началась индустриализация, разрушение древнего уклада, он стал неактуальным, его начали забывать. Зачем украшать ткани, если можно купить готовое. Еще и мода сыграла большую роль.

- Есть ли негативные смыслы?

- В наших узорах все заложено на плодородии. На рост, на развитие, на жизнь. На смерть ничего нет. Со смертью было связано, если только вышивка передавала послание, что умер человек. Вообще вышивка передавала много различной информации. Например, с помощью условных обозначений создавали вышитые календари.

- Важно ли освещение при вышивке?

- Конечно, важно. Лучшее время для вышивания — весна. Когда начинает таять снег, солнце начинает расти. Раньше, когда начиналась сельскохозяйственная деятельность, никто не вышивал. Вышивали весной, когда заканчивались гуляния, начинался великий пост, солнце росло. Не верьте тому, кто говорит, что вышивали долгими зимними вечерами — это неправда. Зимними вечерами они не могли жечь свечи или лучины, это же расход, а крестьяне очень экономили. Да и если попробовать повышивать при лучине — без глаз можно остаться.

- Слушаете ли вы музыку, когда вышиваете?

- Когда вышиваю дома, то бывает, включаю для фона. Иногда фильмы, что-то наподобие «Властелина колец», когда знаешь все, что происходит. Иногда ничего не включаю, когда, например, делаю что-то для церкви. Вообще музыка влияет на ритм работы. Когда спокойная музыка, то спокойно вышиваешь, когда побыстрее, то сразу оживляешься.

- Какие вы предпочитаете материалы? Где их приобретаете?

- Какой трудный вопрос. Мне все нравится: и белая вышивка нравится, и золотая. Все красиво, когда руки сами идут. Иногда приходится в Москву за материалами ехать. Для венца вообще некоторые части я заказывала у ювелира. Проблема с материалами есть, и его не сразу найдешь. Иногда на одни только материалы выходит около 20 тысяч рублей. Чтобы вещь получилась хорошая, нужно в нее вложиться.

- Где вы берете эскизы именно изделий одежды, на которых оформляется вышивка?

- Профильное направление нашей студии — традиционная культура: традиционная одежда, предметы традиционного быта (полотенца, скатерти, подвесы). В основном мы занимаемся восстановлением костюма. Любители фольклора часто надевают их на праздники и реконструкции.

Международная выставка BRIKC

- Как вы стали участником выставки?

- Поездку организовало Министерство культуры России. В наше Министерство культуры прислали бумагу, что нужен мастер из Вологодской области. Работники Департамента культуры посоветовались и пригласили меня. Меня рекомендовал музей. На самом деле, я не знала, какое именно мероприятие. И только, когда приехала, узнала, что выставка БРИКС.

- Как проходила выставка?

- Мастерам были заданы тематические работы. Нужно было сделать большую и маленькую сумки, подушку, в планах были еще изделия, но не успели. На самом мероприятии были организованы группы, в них были представители разных стран. Каждая группа делала изделия в определенной цветовой гамме в зависимости от пяти стихий: земля, огонь, вода, космос, воздух. Мы делали воду. Нам предоставили материалы, рисунки, и нужно было придумать свой дизайн. Мы разрабатывали коллективно дизайн сумки, и каждый вышивал фрагмент.

- Как участники команд общались между собой?

- Процесс работы был веселый. Английский все знали плохо. Некоторые из наших девочек вообще немецкий учили. Объяснялись жестами, как-то понимали друг друга.

- Поделились ли вы между собой техникой?

- Конечно. Девочки обучали технике вышивки «по выдергу». Это была самая популярная техника, потому что в Индии ее вообще нет. В Индии есть техника вышивки стягами, но в зачаточном состоянии. Я показывала технику «вологодское стекло», но она очень трудоемкая, а у нас там были другие задания, и не было много времени, к сожалению.

- Какие были условия проживания?

- Выставка длилась примерно 10 дней. Все жили в гостиницах в двухместных номерах, мне повезло, я жила в нем одна. Кормили нас обедом, но это было настоящим испытанием. Там все очень остро. Я спрашиваю: «Суп острый? », они говорят: «Чуть-чуть». А я пробую ложку супа и чувствую, что я уже огнедышащий дракон. Наше чуть-чуть остро и их очень различается. Все это заедалось таблетками с непривычки. Очень в Индии мне понравились лепешки чапати, они как лаваш. Макаешь в соус, и вкуснятина невообразимая.

- Кто ваши ученики?

- В основном, взрослые. Детей очень мало, потому что это дело требует усидчивости.

- Нравится ли вам преподавать?

- Я очень лояльный преподаватель. Всегда хвалю. Это же ручная работа, посиди-ка пошей-ка столько часов. Человек старался, а я его буду ругать? Конечно, нет. Всегда найду за что похвалить. Не сразу же все получается, любое дело нуждается в тренировке. Только со временем рука ставится, это достигается практикой.

- Какая атмосфера на занятиях?

- Очень дружеская атмосфера. Многие приходят не просто позаниматься, но и пообщаться с единомышленниками, обсудить свои успехи. На занятиях ученики отдыхают душой от повседневных дел, работы. Обычно часть занятия мы посвящаем получению знаний, а часть общению. Также часто устраиваем чаепития, отмечаем вместе праздники. Если день рождения, девочки приносят тортик.

- Проводите ли вместе время за пределами студии?

- Мы часто ходим на разные выставки. Необходимо не только своим ремеслом заниматься, но и участвовать в культурной жизни нашего музея. Мы должны понимать прекрасное, а не замыкаться в своей вышивке. Нужно расширять свой кругозор. Во всем. Мы ходим смотреть на произведения других творцов, на полотна художников, росписи.

- Вышивка для вас уже больше чем хобби?

- Это моя параллельная работа. Я сразу начала заниматься этим профессионально, потому что фольклор входил в сферу моих интересов. В этом году я закончила музыкальный факультет нашего университета. У меня была достаточно сложная тема диплома: «Похоронные причитания в современном образовании в детской музыкальной школе».

- Чем вы еще увлекаетесь?

- У нас есть свой фольклорный коллектив. Мы поем, пляшем. Мне нравится все, что связано с народной культурой. Также интересуюсь церковным искусством. Покровцы, например, вышитые занавески, пелены на престол, облачение священнослужителей.

- Где можно увидеть ваши работы?

- В краеведческом музее проходят выставки нашей студии. Также недавно проходил конкурс «Город мастеров», и там «Резной палисад» проводил фестиваль «Голос ремесел», в нем я участвовала. В этом году заняла 3 место, в прошлом году 2 и 3 в разных номинациях. Каждый год проходит выставка в доме Карбакова «Современное народное искусство». Я в ней участвовала два года, в этом году планирую отнести туда свою последнюю работу — рукавицы, шитые золотом.

- Сколько времени вы потратили на свою самую долгую работу?

- Мужскую рубашку, например, я вышивала три месяца. Рукавицы вышивала два года, потому что вышивала только в студии один раз в неделю по два часа. Одна рукавица один год, другая второй. Или, например, фартук, у него месяц занимает только сделать по выдергу один конец. Техника вышивки «по выдергу» очень трудоемкая.

- Над чем работаете сейчас?

- Сейчас у меня три заказа. Две мужские рубахи да женская рубаха. Очень большой заказ к следующему лету. Еще даже не начала работать, пока что только в голове.

- Что делать человеку, у которого появилось желание заниматься вышивкой?

- Можно все найти в Интернете (смеется). Точно человек, который решил заниматься вышивкой, должен быть терпеливым. Еще важно хорошее настроение, потому что, если плохое, то вышивка не пойдет. А так приходите к нам в Студию ремесел, мы всему научим. Для пенсионеров сейчас бесплатно занятия по золотной вышивке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Узоры русской души

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру