Доабортное консультирование: статистика и реальные истории

Психологическая консультация как шанс всё изменить

Рождение ребенка – это чудо, ни с чем несравнимое безграничное счастье, которое только может быть. Но есть женщины, которым стать матерью нелегко. Их пугают изменения в жизни в связи с рождением ребенка, возможное ухудшение отношений с близкими людьми, осуждение, материальные трудности и много-много других страхов и причин. В подобных случаях женщина решается на аборт.

Психологическая консультация как шанс всё изменить

В современной России, чтобы врач направил на эту операцию, пациентке нужно пройти предабортную консультацию у психолога. И, так бывает, что этот разговор меняет судьбу женщины и спасает маленькую зарождающуюся жизнь.

Спасители жизни

В Вологодской области проблема абортов стоит остро, и статистика прерывания беременности не очень утешительная. В 2014 году на каждые 100 родов в области совершалось 60 – 69 абортов. Цифры пугающие, всего в 2014 году в области было сделано 7524 аборта, в РФ – 930 000. Не сложно представить, сколько граждан нашей страны могло бы появиться на свет, сколько не родилось известных ученых, писателей, футболистов…

В совместной работе врача и психолога женщина получает направление на психологическое доабортное консультирование вместе с другими направлениями на медицинские анализы перед абортом в кабинете врача. При втором обращении к врачу женщина приносит отметку о посещении кабинета психолога.

Психологическое доабортное консультирование проводится только специально обученными психологами для работы с кризисной ситуацией женщин, отказывающихся от своего материнства. Отсутствие манипуляций и давления доказано тем, что из 100% направленных на консультацию к психологу женщин меняют свое решение и сохраняют беременности примерно 10%.

Вологодская автономная некоммерческая организация «Учебно-методический центр психологического доабортного консультирования» работает с 2010 года. Ее сотрудники – удивительные люди. Они спасают человеческие жизни. Цель профессиональных психологов учебного центра – пробудить в женщине материнские чувства, инстинкт сохранять и защищать своего ребенка, дать ему жизнь.

2048 – такое количество жизней уже удалось помочь сохранить психологам этого центра.

Конференция «Психология материнства»

15 сентября в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция. Об этом событии нам рассказали специалисты вологодского Учебно-методического центра психологического доабортного консультирования Юлия Пучкова и Сергей Башкиров, директор межрегионального благотворительного фонда «Дар жизни».

С основными докладами в рамках конференции «Психология материнства» выступили ведущие российские и зарубежные ученые: Винсент Монтгомери Ру, содиректор Института постабортных исследований в Джексонвилле (США), известный демограф Анатолий Антонов, Мануэла Марсиаль, вице-президент Международной ассоциации трансгенерационной терапии, Юлия Пучкова, директор по науке вологодского Учебно-методического центра психологического доабортного консультирования и другие.

Конференция «Психология материнства» объединила опыт и знания ведущих ученых в области психологии материнства. Итогом конференции стало формирование предложений в адрес органов государственной власти, которые будут направлены на поддержку женщин, что в итоге будет способствовать демографическому развитию страны.

Исследование причин аборта

Группа исследователей под руководством Юлии Пучковой и Евгении Сигарёвой, заведующей сектором воспроизводства населения Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН, интервьюировали порядка 20 000 женщин в пяти регионах страны по 170 параметрам с помощью специально разработанного опросника и смогли составить полный социально демографический портрет женщины, идущей на аборт.

Они выяснили, что прерывают беременность в возрасте от 15 до 49 лет, но больше среди них тех, кому от 20 до 34 лет, когда только и нужно рожать. Эти женщины чаще замужем, у них неплохие финансовые возможности, образование и работа, и уже есть один или двое детей, то есть абортируют второго, третьего и последующего.

Отсутствие жилья, денег, работы и желание сделать «всё» для уже рожденных детей – эти стереотипы женщины чаще всего называют причинами аборта.

Математический анализ данных дал неожиданные результаты. Так выяснилось, что на решение женщины сохранить беременность или сделать аборт, больше влияет позиция её отца, нежели позиция её матери; женщины в 100% случаев сохраняют беременность, если в анамнезе мать не делала абортов; к прерыванию беременности чаще прибегают женщины, живущие в браке; чаще прерывают беременность женщины, участвующие в ипотечном кредитовании.

Исследование же доказывает, что причина аборта в большинстве случаев не объективна, не рациональна и носит психологический характер.

Травма души

Психологи, проводившие наблюдения за женщинами после аборта, установили, что существуют тяжелые психологические последствия аборта, психическая травма приносит такие же страдания, как и физическая, но в отличие от телесной не проходит и не забывается.

Симптоматика этих последствий, к сожалению, неизбежно наблюдается почти у всех женщин, сделавших аборт. Часто психологическая травма приводит к реальным расстройствам здоровья, так называемым психосоматическим заболеваниям. Женщины пытаются объяснить расстройства своего здоровья другими причинами, это весьма характерно для людей, страдающих от комплекса вины. Несмотря на то, что первое ощущение после операции – чувство ложного облегчения, за ним наступает некое «отупление, онемение чувств», чувство опустошенности.

В течение последующих восьми недель многие женщины испытывают проблемы со сном, отсутствие или резкое повышение аппетита, сексуальные расстройства и т.д. Большинство женщин сложно переживают этот период, жалуются на гнетущее состояние стресса, отсутствие интереса к жизни, слабость, тоску, вспышки обиды, постоянно накатывающее желание плакать без особого повода. Описано даже появление склонности к самоубийству. Симптомы «постабортного синдрома» могут различаться в зависимости от семейного положения и окружения женщины, ее психологического состояния и возраста.

По словам Юлии Пучковой, после аборта многие пары расстаются, семьи распадаются, или ухудшаются отношения между супругами. Женщине сложно простить мужчину, который позволил либо подтолкнул ее к уничтожению их ребенка. Юлия Митрофановна рассказала нам, что консультировала большое количество женщин уже после совершенной операции, и каждая рассказывала ей, что она, сидя в кресле перед абортом, ждала, что вот-вот, сейчас, зайдет ее мужчина и не позволит ей сделать ЭТО.

История Елены

Что чувствует женщина, идущая на аборт? Мы приводим рассказ Елены (имя изменено), ничего не убирая из ее повествования.

«Мы с мужем очень хотели второго ребенка. У нас есть чудесная дочка, ей пять лет. Мы планировали родить второго. Идеально, конечно, если бы это был мальчик.

Я и не ожидала, что во второй раз забеременеть у нас получится так быстро. Когда я держала в руках тест - полоску с положительным результатом – я была счастлива. Со мной вместе радовались все, кому я успела рассказать, что жду ребенка. На тот момент беременность была 3-4 недели. Уже через два дня я заболела вместе с дочкой, но в отличие от неё, трех дней на выздоровление мне не хватило. Сама не знаю, как так получилось, я старалась делать всё, чтобы побыстрее поправиться. Моя родня заметно приуныла – все переживали за меня. Я болела тяжело. Температура не падала, я не могла дышать, есть, спать…

Когда я шла на прием к врачу – отоларингологу, я уже знала, что готова прервать эту беременность: от такой температуры и инфекции ребенок точно пострадал. Врач, делая назначения, спросила, не беременна ли я. Я сказала, что беременна, но собираюсь на аборт, так как очень тяжело болею. Врач молча выдала мне направление на рентген. Я позвонила мужу и сказала, что иду на рентген. Он поддержал меня: «Не переживай. У нас ещё будут дети». Потом мне назначили антибиотики и, принимая очередную таблетку, я мысленно прощалась с моим ребенком.

На приеме у гинеколога я боялась спросить, но всё же промямлила: «Как вы думаете, если я очень тяжело переболела, с высокой температурой и потом лечилась кучей лекарств, и дважды мне делали рентген, может ли ребенок родиться здоровым?» Я замерла в ожидании ответа. Врач продолжала делать записи в карте. Потом посмотрела на меня и сказала, что я и сама всё понимаю. Надо планировать беременность и быть ответственной за своё здоровье, чтобы не попадать в такие ситуации. Потом спросила, что я буду делать с беременностью. Я выдавила из себя – иду на аборт. «И еще, сейчас такие порядки, – добавила гинеколог, – ты должна пройти консультацию психолога и принести от него заключение».

В этот же день я шла на психологическую консультацию. Раньше я никогда не была у психолога. И меньше всего мне хотелось раскрываться перед посторонним человеком. Что она мне может сказать? Я и сама все знаю. Мы всё решили. Интересно, сама бы она в моей ситуации как поступила? Настроена я была воинственно. Войдя в кабинет, я сказала, что у меня мало времени, я уже все решила.

Я ожидала, что мне будут читать нотации, взывать к совести и говорить о страшных муках ребенка и последствиях аборта для здоровья.

Но ничего этого не было. Мы просто говорили. Психолог спрашивала, вопросы как мне казалось, были несущественные, к делу об аборте не относились, но все, о чём мы говорили, было для меня важным и интересным, всё касалось меня и моей жизни… Я почувствовала облегчение и в какой-то момент стала говорить начистоту. Я рассказала обо всем как есть, что тревожило меня.

И тут психолог стала спрашивать, как мне показалось тогда, глупые вопросы: «Почему я считаю, что ребенок непременно родится с уродствами?» «Да не только я, все так считают!» – с раздражением выпалила я. – «Так считают вся моя родня и врачи!». «Какой врач конкретно установил диагноз – уродства плода, и где документ, это подтверждающий?» – прозвучал следующий вопрос. Я ответила: «Никаких таких документов у меня нет. Я очень много читала и спрашивала у трёх врачей и что они все…» И тут я стала вспоминать, что они мне говорили дословно…  Я поняла, что дословно не помню их фраз. Я всегда так волновалась, но ни один из них точно не сказал, что уродства уже есть. «Как это можно проверить, пока ребенок не родится?» – задала следующий вопрос психолог. Дальше психолог привела тот факт, что гуляя по гранитной набережной, мы получаем дозу радиации большую, чем при рентгене на современных аппаратах. К тому же на меня надевали защитный фартук. Он оберегал малыша. А лекарства, которые я принимала во время лечения, допустимы при беременности. Есть все шансы, что малыш здоров. Странно, почему-то поддержка незнакомого человека перевесила все мои страхи. Мы договорились, что я обязательно приду ещё на консультацию.

Когда я вышла на улицу, то впервые за две недели обратила внимание, что там солнце. Ранняя весна. До этого я жила как в бреду. Я не замечала ничего. Хотелось побыстрее пройти через всё это... Теперь мне было хорошо на душе.

Но вечером состоялся очень серьёзный разговор с роднёй. Психолог меня предупредила, что родственники, скорее всего, не поймут перемены в моём решении. Больше всех переживала мама. Она была шокирована тем, что я так быстро поменяла решение. Говорила, что я сошла с ума, решая рожать этого ребенка. Муж был встревожен, долго молчал. Потом сказал: «Смотри сама…» Мне было обидно, я снова почувствовала сомнения в своём решении. Позвонила психологу. Мы поговорили, и я снова почувствовала покой. Но рано утром за мной приехала мама. Я, хоть и взрослая женщина, поддалась её натиску. Мама сказала, что нельзя так поступать с врачом.

Я как под гипнозом взяла пакет с вещами и поехала в гинекологическое отделение. Там я отказалась переодеваться, нагрубив маме, потребовала её оставить меня одну в приемной. Попросила пригласить врача. Доктор вышла, и я сказала ей дрожащим от волнения голосом: «Извините меня, пожалуйста. Но я не могу сейчас сделать это…» И не дослушав ответа врача, я убежала.

Выйдя на улицу, я набрала номер психолога и сказала, что я не сделала аборт и спросила, когда мне можно прийти на консультацию…

Вот так мой сын остался жив. У меня родился замечательный и абсолютно здоровый мальчик. Мы с мужем не представляем свою жизнь без наших детей. Я – счастливая мама. И каждый день благодарю Бога, что у меня есть дети. А моя мама очень любит своего внука, о том, что было вначале беременности, мы и не вспоминаем…»

Страшно представить, что эта история могла бы закончиться по-другому. Елене очень повезло, она пришла к опытному специалисту из Центра психологического доабортного консультирования. Женщина смогла услышать себя, преодолеть свои страхи. И, как ни странно, помог ей в этом психолог – «посторонний человек». Не убеждал, не уговаривал. Сделал именно то, в чём нуждалась женщина – выслушал.

Адрес Центра психологического бесплатного доабортного консультирования – улица Марии Ульяновой, дом 13, 3 этаж.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 28 сентября 2016

Заголовок в газете: За пять минут до аборта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру