Уже полгода уволенные работники ОАО «Вологдаэлектротранс» не могут получить расчёт

Троллейбусами в Вологде теперь заправляют ООО «Трансвод» и ООО «Теплотранс»

В нашу редакцию часто обращаются жители Вологды со своими проблемами. Вот и на этот раз мы получили письмо, которое просто не можем оставить без внимания. По сути, оно нуждается не в комментариях, а в скорейшем разрешении изложенной в нём ситуации, выхода из которой пока не видно. Приводим письмо без сокращений, для удобства чтения разбив его подзаголовками.

Троллейбусами в Вологде теперь заправляют ООО «Трансвод» и  ООО «Теплотранс»

Крах троллейбусного дела

«7 декабря 2015 года мой сын Игорь, водитель троллейбуса ОАО «Вологдаэлектротранс», получил уведомление, что фирма его – банкрот, поэтому через два месяца Игорь Владимирович Шнюков будет уволен. То есть у сына было два варианта: либо после увольнения (и получения положенной по Трудовому Кодексу компенсации) искать другую работу; либо и по истечении двух месяцев продолжить рулить троллейбусом, но уже в другой фирме, что создадут на базе обанкротившейся, то есть увольнение будет чисто формальным, название фирмы сменится, всё остальное останется. Игорь колебался. Моя позиция была однозначной.

– Беги, Игорь, беги! – увещевал я сына. – Беги подальше от этой гнилой конторы, – чтобы не видеть её больше. Никогда!

Основания так горячиться у меня были веские. Очень обидно было видеть, как сын – добросовестный работник, в работу душу вкладывающий – горбатится за копейки. А у него семья, дети малые. Не буду голословным, расскажу о его зарплате водителя троллейбуса.

О зарплате водителя

Так вот, трудовой договор от 14 апреля 2015 года, заключённый между ОАО «ВЭТ» и Шнюковым И.В. гласит, что зарплата работника составит 26 рублей в час и (цитирую) «оплата производится за фактически отработанное время». Нет-нет, я не ошибся, именно так: квалифицированному и ответственному работнику, коим несомненно должен являться любой водитель общественного транспорта, «топ-менеджеры» «Вологдаэлектротранса» положили оплату 26 рублей в час! То есть 208 рублей за восьмичасовую смену, 4576 рублей в месяц. Добавим районный коэффициент 15%, получаем 5262 рубля. Прямо дух захватывает от такой «щедрости»…

Но 26 рублей – это в том случае, если троллейбус на линии, везёт пассажиров. Однако зачастую то, что гордо именуется троллейбусом, при ближайшем рассмотрении является грудой ржавого металла, и этот металлолом может ехать, а может и не ехать – это уж что в его электрическую голову взбредёт. И очень часто водитель сделает круг-другой по городу – и в депо, на ремонт: то двери не закрываются, то тормоза пропали, а то и вовсе полтроллейбуса на асфальте осталось… Так что хорошо ещё, что своим ходом на ремонт, а то волоком. В этом случае водитель сидит в депо и ждёт, когда отремонтируют его троллейбус, или посадят на другой. Ждёт до конца своей смены – домой нельзя. То есть простой. И как он оплачивается? А почти никак. У Игоря в январе этого года (смотрю в расчётный листок) простоев набежало 26 часов, начислено 448 рублей, то есть 17 рублей в час.

Понятно, что почасовая – это базовая, постоянная часть зарплаты, которую водитель должен гарантированно получить. Остальное – переменная часть, различные надбавки. Причём упор сделан на количество собранных с пассажиров денег, заработок водителя во многом зависит от этого. Для общественного транспорта система – порочная на корню, поскольку водитель (и в целом фирма), абсолютно не заинтересован работать, когда на улицах мало людей. И, значит, в минусе горожане: надо тебе в это время по делам – топай пешком, или разоряйся на такси.

Но сколько бы водитель троллейбуса ни выгребал из карманов пассажиров, это его не спасает. Так, зарплата Игоря за январь (отработано 160 часов) со всеми надбавками составила 17 359 рублей 72 копейки. Отсюда ещё надо вычесть подоходный – 2 257 рублей. И что в остатке? 15 тысяч рублей. И попробуй на эту щедроту от ОАО «Вологдаэлектротранс» прокормить семью из четырёх человек (жена не работает, с младенцем на руках)… Бывали у Игоря, конечно, месяцы и получше этого января, но и в лучшие месяцы выходило ненамного больше.

Социально значимая?

В общем, согласился сын, что после 7 февраля (это дата увольнения) надо искать другую работу. Но 27 января Игорь получил новое уведомление за подписью конкурсного управляющего ОАО «ВЭТ» Алексея Калачёва, которое гласило (цитирую): «…В связи с необходимостью продолжения осуществления ОАО «Вологдаэлектротранс» социально значимой услуги по перевозке жителей г. Вологда электрическим транспортом на период до конца февраля 2016 года, уведомляем Вас о том, что Вы можете продолжить свою трудовую функцию до 29.02.2016. После истечения указанной даты трудовой договор с Вами будет расторгнут… при этом Вам будут предоставлены все полагающиеся компенсации….».

Многие водители, Игорь в их числе, решили так: работать до конца февраля, но в течение этого времени выдвинуть свои условия по повышению зарплаты, – и если они будут приняты, то перейти в новое предприятие, что создадут на базе банкрота. Сын говорил: «Если городу нужны троллейбусы, то будут в новом предприятии нормально платить – чтобы водители держались за свою работу; они же люди, начальники наши, должны это понимать». Я соглашался, хотя на эту несомненную логику в рассуждениях сына были у меня свои резоны. Люди-то они люди, думал я, – только другие. Эти люди точно не считают копейки, чтобы дотянуть до зарплаты. У них другая жизнь, другая психология. Насколько я знаю, хозяин «Вологдаэлектротранса» Александр Каледин, доведший предприятие до банкротства, отнюдь не бедствует. И очень сомневаюсь, что его хоть чуть беспокоит судьба работников его фирмы. И не сомневаюсь, что чиновников городской администрации, ратующих за сохранение троллейбусов в городе, ничуть не возмущают издевательские 26 рублей в час.

Смысл условий водителей по оплате был таков: большая часть (процентов восемьдесят) зарплаты должна быть постоянной, то есть почасовой (где-то 200 рублей в час на линии), а остальное – переменная, различные надбавки. Условия были сформулированы, доведены до начальства вновь создаваемого предприятия, водители приготовились выслушать встречные предложения. Если вкратце и по существу, то встречное предложение было одно, и такое: а идите-ка вы… лесом, ишь чего захотели! И все несогласные с имеющейся системой оплаты труда 29 февраля были уволены.

Уволить «безничего»

Троллейбусами в Вологде теперь заправляют ООО «Трансвод» и ООО «Теплотранс», учредителями которых являются муниципальные предприятия «Горводоканал» и «Гортеплосеть». А директором обоих ООО является – угадайте-ка с одного раза! – ну, конечно же, он, Юрий Маслов, который был директором ОАО «Вологдаэлектротранс». Такой вот «ход конём» городской администрации.

Ну и ладно, скажет иной читатель этих строк, – не беда такое увольнение, компенсация же положена по Трудовому Кодексу – две среднемесячных зарплаты в обязательном порядке, плюс расчёт за ещё неоплаченное отработанное время, плюс отпускные, – хватит на первое время, пока новую работу найдёшь.

Наивен сей читатель. Он не знает, что в России ныне есть железное правило: когда дело касается выплаты рабочим их денег – Трудовой Кодекс не действует. ОАО «Вологдаэлектротранс» исключением из правила не стал – полагающихся денег уволенным работникам при расчёте не заплатили. Вообще ничего не заплатили.

Естественно, водители в массовом порядке стали обивать пороги своей бывшей конторы с целью изловить конкурсного управляющего А. И. Калачёва и задать ему один и тот же сермяжный вопрос: когда будут наши кровные? Изловить Калачёва было делом непростым, сын даже в полицию обращался с заявлением о розыске конкурсного управляющего. И когда, наконец, рандеву с Калачёвым состоялось, на вопрос работников: когда? – был получен ответ, если коротко, то такого содержания: как только – так сразу.

Понятно, такой ответ обманутых рабочих не устроил, пошли в суд, подали заявления о взыскании законных денег в судебном порядке. Естественно, суд принял решение заплатить работникам, поскольку наличие долга – факт совершенно неопровержимый.

«Ну, вот и всё! – воскликнет тот же наивный читатель. – Есть решение суда – и точка, никуда не денется господин Калачёв, заплатит.

Суд и дело

Увы, оказалось, что когда дело касается выплаты долга по зарплате рабочим, то и суд бессилен. Цитирую выдержки из официального письма сыну от Управления Федеральной службы государственной регистрации по Вологодской области от 30 мая 2016 года: «Конкурсный управляющий должника Калачёв А. И. направил в ЗАО «Банк Вологжанин», в котором открыт основной расчётный счёт должника, платёжные поручения на гашение всей имеющейся задолженности по заработной плате. Указанные платёжные поручения в связи с отсутствием денежных средств помещены в картотеку N2 и исполняются банком по мере поступления денежных средств… Таким образом, в действиях Калачёва А. И. не установлено неисполнение обязанности конкурсного управляющего должника по погашению требований кредиторов по текущим платежам, в том числе по выплате заработной платы».

Ну, а то, что денег на счету должника нет и, похоже, не предвидится – кого волнует, кроме тех самых работяг. И вообще – чего это они тут смуту затевают. Сказано ждать – пусть ждут.

Так что нет у российского суда методов против конкурсного управляющего ОАО «Вологдаэлектротранс» Алексея Игоревича Калачёва. Нет!

Почему бездействует власть?

А как же местная, городская власть? Как-никак дело в Вологде происходит и вологодской власти прямой резон вмешаться, разрулить ситуацию.

Было. Пытались. В июле состоялась встреча представителей обманутых работников с городскими чиновниками, организовал и провёл встречу начальник департамента экономического развития Вологды Андрей Киселёв. На встрече у рабочих было конкретное требование: получить от конкурсного управляющего гарантийное письмо, где будет указана дата полного погашения долгов по зарплате и компенсациям. Приглашённый на эту встречу Алексей Калачёв дать такую гарантию отказался. Ну, а городская власть заняла стороннюю позицию: мы, мол, здесь ничем помочь не можем, разбирайтесь сами. Так что результат встречи нулевой. К тому же Андрея Киселёва вскоре после этой встречи уволили с должности, так что при случае и спросить не с кого.

То, что рабочие не сидели, покорно ожидая выплаты долга, а действовали, результат какой-то дало. В июне Игорю, как и другим, выплатили 12 тысяч, в июле ещё 16. Всего же ОАО «ВЭТ» задолжало сыну 100 057 рублей. То есть можно сказать, что 28 процентов долга рабочим заплатили, поскольку погашение идёт в равных долях. Получили хотя бы что-нибудь, если бы молчали? Это вряд ли.

Согласно данным, приведённым в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, по состоянию на 12 мая 2016 года общий размер долга по зарплате и компенсациям бывшим работникам «Вологдаэлектротранса» составил 7 010 479 рублей. Если предположить, что 28 процентов этой суммы погашены, то остаётся ещё более пяти миллионов рублей. И поскольку в гарантийном письме по дате выплаты этого долга рабочим отказано, то нетрудно предположить, что в обозримом будущем платить долги должник не собирается.

Конечно, в процессе получения этой информации, любой читатель может спросить: зачем водители соглашались работать за 26 рублей в час? Зачем соглашались водить по улицам города убитые троллейбусы с риском для здоровья, а то и жизни пассажиров? Зачем соглашались сидеть в депо за 17 рублей в час?

Спрос справедливый, по существу. Только в этом случае появляются другие вопросы: где профсоюз, должный защищать права работников? Чем занимается государственная трудовая инспекция? Почему прокуратура, должная стоять на страже закона, допускает повальное нарушение Трудового Кодекса? Но это другая тема, хотя и тесно связанная с нашей. А в данном случае мы говорим о конкретной, вполне типичной российской ситуации, что имеет место быть в Вологде.

Итак, что же делать бывшим работникам ОАО «Вологдаэлектротранс», как получить свои деньги? Суд бессилен, местная власть бессильна. Кто же может помочь? Правильно, только он, единственный человек, который может помочь – президент России Владимир Владимирович Путин. А к кому же ещё осталось обратиться за помощью, – только к нему… Что и собираются сейчас сделать рабочие – добиться, чтобы об их беде узнал президент».

Вместо вывода

Вот такое письмо за подписью Владимира Евгеньевича Шнюкова – отца одного из водителей, оказалось у нас в редакции. После прочитанного трудно добавить что-то еще. Все изложено достаточно понятно. Автор заверил, что любой заинтересованной и способной помочь инстанции готов предоставить документы, подтверждающие его слова. Мы пытались найти и связаться с руководством компании, но не смогли. Телефон «Вологдаэлектротранса» не отвечает.

Когда рабочие смогут получить свои честно заработанные и, подчеркнем, положенные по законам Российской Федерации деньги? По чьей вине эта ситуация так затянулась? Кто найдет в себе силы и достоинство, сможет отозваться на этот крик о помощи и найдет выход из ситуации? Они возили нас, наших детей, мам, бабушек, в холод и жару, с утра и до позднего вечера. И не вина рабочих, что предприятие обанкротилось. В преддверии выборов мы так часто слышим громкие слова о различных программах и абстрактных добрых делах, а здесь нужна конкретная помощь на конкретную просьбу.

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Денег нет, но вы держитесь...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру