Как заставить работать управляющую компанию?

Инстанции, в которые можно обратиться за помощью

Каждый хочет, чтобы его дом был крепостью, а очаг грел теплом, окутывая домочадцев уютом и заботой. Но что делать, если крепость нуждается в починке, а управляющая компания только разводит руками? Можно ли заставить работать управляющую организацию? И куда жаловаться, если дальше слов дело не идет? Мы попытаемся разобраться в вопросе «карточных домиков» на примере одного из домов в Заречье.

Инстанции, в которые можно обратиться за помощью

Очередная утопия

В июле прошел рейд по проверке работы пяти управляющих компаний Вологды. Администрация города Вологды с комиссией и представителями управляющих компаний ознакомилась с домами, где «проводятся работы», о которых жильцы узнают только из квитанций. Благодаря рейдам, которые будут проводиться каждую неделю, во дворах недобросовестных УК скосят траву, и, возможно, покрасят подъезды. Но некоторые жильцы ремонтов не дождались, покрасили окна и двери подъезда сами. Вологжане устали ждать выполнения своих обязанностей от компаний и взяли инициативу в свои руки. Только возникает вопрос, за что они платят?

Мы подошли к дому на улице Красноармейская 8, снизу на табличке живописно написано: «Управдом». На деле оказалось, что дом принадлежит управляющей компании «Мой дом». На козырьке подъезда растет молодое деревце, по периметру дома настоящий ботанический сад. Может, и детская площадка есть, да вот за высокой травой ничего не видно. В подвал путь перекрыт ей же. Зато с торца дома можно проникнуть в помещение через огромную дыру. Изнутри для таких походов даже лестница стоит. Как заметил один из членов комиссии: «Наверняка для беременных кошек». Забота – прежде всего. Из окна неспроста звучит знакомая мелодия музыкальной группы «Ласковый май» – атмосфера в крепости, какой бы она ни была, должна помогать выжить в самых разных условиях. Особенно, если это твой дом.

Рейд закончился, но проблемы только начались. Было проверено пять управляющих компаний, протоколов же составлено не менее десяти. Это будущие штрафы. А если бы администрация проверила все дома? Это, конечно, невозможно, но проблемы имеются, чуть ли не в каждом дворе. Люди боятся, что на них обвалится потолок или, в конце концов, земля в буквальном смысле уйдет из-под ног. А когда и куда жаловаться? Время работы управляющих компаний построено очень удачно. В будни с 9:00 до 18:00, а то и до 16:30, с обедом и положенными выходными. Проблема в том, что большинство людей работает по такому же графику, и просто не может сходить в свою управляющую компанию, разобраться с их обязанностями. А на телефонные звонки отвечают не всегда и не везде. Мы не будем обобщать, есть дворы-идеалы: покрашенные скамеечки, новая детская площадка, скошенная трава. Но разве так и не должно быть? Почему для большинства дворов Вологды – это очередная утопия?

Где управляющая компания?

Некоторые дома, проверенные в ходе рейда, и вовсе оказались «ничейными».

С жильцами дома по адресу улица Красноармейская 17, я познакомились в ходе рейда. Они не входили в список проверки, но пройти мимо я не могла. Женщина стояла у крыльца двухэтажного деревянного дома и жаловалась на газовую трубу: когда же ее сделают? Почему управляющая компания игнорирует дом? Над козырьком крыльца вертикально идет газовая труба, и кажется, вот-вот оторвется, доски из обшивки дома опасно выгибаются.

На мой вопрос: «А кто же у вас управляющая компания?», из окна второго этажа выглянула соседка и крикнула: «А мы ничейные!»

Оказалось, что ранее домом управляла компания «Вселенная» – та самая, что осенью 2015 года была признана банкротом. В УК утверждают, что в отношении дома инициирована конкурсная процедура. Жильцы же, что всё еще получают квитанции от «Вселенной». Работа тем временем стоит. В жаркий июль это не так заметно, а что будет зимой? В доме не проводят никаких подготовительных работ к отопительному сезону.

Дом с препятствиями

Я посетила подсобное помещение под лестницей, с водопроводными трубами, и ужаснулась. Мало того, что замок на двери висит лишь для красоты, так в помещении разобран пол, полутораметровая дыра ожидает посетителей прямо у входа. С потолка обвалилась знатная часть штукатурки. Слева от дыры с трубами лежат доски, сломанная раковина и бутылки из-под пива. В доме нет домофона, и зимой подъезд превращается в постоялый двор для всех желающих. На просьбу жильцов поставить домофон и сделать двери, «Вселенная» отвечала отрицательно. В итоге, ради своей безопасности соседи сами собираются покупать и устанавливать домофон. Другого выхода для спокойствия нет.

Что касается самих труб, то по оценке управляющей компании – пригодны, потому и не менялись более 30 лет. Оно и выгодно, вот только кому? Для вызова горячей воды людям приходится проводить целый ритуал продолжительностью в тридцать минут и надеяться, что в этот раз горячая вода всё же придет. В каждой квартире, а их в доме восемь, одна и та же проблема: счетчики бегут, горячая вода не торопится, счета приходят исправно.

Семья из третьей квартиры рассказывает, что просила поменять трубы перед тем, как собрались сделать ремонт в ванной комнате. Трубы остались прежними, а вот свежий кафель пришлось менять почти сразу. В квартире начались настоящие паводки, и свежему ремонту пришел конец.

Жильцам этого дома в последнее время несладко, дожди размывают дорогу у крыльца, земля обваливается и все стекает под крыльцо. К счастью, соседи дружные, сами набирают песок и засыпают образовавшиеся ямы. А это только начало борьбы с препятствиями.

Тема ЖКХ для них самая актуальная. На все просьбы и мольбы им отвечают подтверждением документов, что дом очень даже пригоден. Летом куда ни шло. Зимой дом промерзает так, что в трубах с холодной водой образуется лед. Возвращают воду кипятком из чайника.

С большими усилиями жильцы выбили ремонт в подъезде. Ремонт сделали в прошлом году. Обваливавшиеся стены отремонтировали, закрепив картон, считай – утеплили. Полы, где щели были размерами с крысу, поменяли полностью, а вот лестницу забыли. Жильцы переживают, что она вот-вот рухнет, между ступеньками большие щели. Но единственному ремонту за последние 20 лет всегда будешь рад.

О детской площадке хорошего ничего не скажешь. По документам у дома расположена площадь для детей. Почти в каждой квартире их насчитывается двое, а то и трое. Когда я заходила осмотреть коридор, то насчитала не менее десяти девочек и мальчиков, хозяйка из третьей квартиры улыбнулась: «это еще не все». Только играть им негде, поэтому играют прямо на крыльце и в коридоре. Вся территория дома заросла высокой травой.

Кто подделал подписи?

Новым шагом в войне с управляющей компанией стало обращение в жилищную инспекцию. Жильцы дома обращались с жалобой на воду. Инспекция сняла показания и сделала вывод о необходимости устранить нарушения, обязала этим заняться «Вселенную». Кажущаяся победа вызвала ряд новых вопросов. По документам оказалось, что управляющая компания всё сделала – удивление, и даже подписи имеются: каждая квартира довольна результатом. К сожалению, не шутка. Жильцы уверяют, что никаких подписей не ставили, полуается, их кто-то подделал?

Бегать по инстанциям – не самое легкое дело. В доме живут работающие люди, и им приходится тратить выходные на попытки изменить ситуацию.

Хозяйка четвертой квартиры переживает за брата, который живет вместе с ней. Он инвалид первой группы. Инвалид с детства. Скоро ему исполнится 45 лет, надо будет менять паспорт. Их квартиру разделяет стена с помещением, где расположены трубы. То самое помещение, с дырой в полу. Из-за этого в ее квартире искривились полы. В ванной комнате и на кухне это очень заметно. Газовая плита стоит под наклоном, изгибая газовую трубу. Нина Федоровна переживает, что они с братом могут не почувствовать запах газа, если что-то случится. «Я даже подходить иной раз боюсь к плите, но компания игнорирует и этот случай», – поделилась с нами Нина Федоровна.

В доме, где живет множество детей и инвалид, жильцы борются за свои права, как могут, но если дом «ничейный», то кто им должен помогать? Детям негде играть, только если на чердаке, который также в открытом доступе, как и подсобное помещение. А в квартире номер четыре с каждым днем газовая плита тянется к «черной дыре», невозможно чувствовать себя как дома, находясь в опасности ежесекундно.

Что делать?

1.Жалуемся выше

На каждого зверя находится более грозный зверь. А выше управляющих компаний стоят: жилищный надзор, общественный жилищный контроль и Роспотребнадзор. В жалобе укажите наименование организации, свои данные и адрес, и, конечно, суть жалобы. Будет неплохо прикрепить фотографии с датами на снимке. В конце ставим подписи жильцов. Для вологжан есть онлайн-сервис для подачи жалобы.

Что касается Роспотребнадзора, на их сайте тоже есть форма для онлайн-обращений.

2. Пишем претензию

В случае наших героев, подобная жалоба была рассмотрена. Но, как они утверждают, управляющая компания подделала подписи. В таком случае необходимо написать письменную досудебную претензию в управляющую компанию, например:

"Требую в добровольном порядке, в десятидневный срок с даты подачи натоящей претензии, безвозмездно устранить недостатки оказания услуги по управлению многоквартирным домом, а именно... указать на несделанную работу".

3. Обращаемся в Прокуратуру РФ

Если компания игнорирует любые заявление, их деятельность может проверить прокуратура. К административной ответственности могут привлечь по статьям, касающимся:

- правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ);

- нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ);

- порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2 КоАП РФ);

- санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений (ст. 6.4 КоАП РФ).

Если в течение года управляющая компания получит два и более предписания, то компанию лишат права управлять домами.

4. Меняем управляющую компанию

Если ничего не помогает, и сколько бы ни боролись, результата нет – можно сменить управляющую компанию. Далеко не все жильцы внимательно изучают содержание договора со своей УК и знают о существовании статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с ней, управляющая компания управляет многоквартирным домом на основании договора управления с каждым собственником помещений дома. Такой договор каждая УК должна заключать сразу после того, как жители или жилищный комитет выбрали ее в качестве управляющей организации. Срок действия такого договора от года до пяти лет.

·         Чтобы сменить управляющую компанию, можно подождать срока окончания нынешнего договора. За месяц до окончания договора надо направить в её адрес заявление о том, что вы не хотите больше пользоваться услугами данной компании.

·         Если окончание срока далеко, а работы никакой не наблюдается, обращаемся в суд по статье 450 Гражданского кодекса РФ, которая гласит о том, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Расторжение в одностороннем порядке возможно по решению суда, в случаях:

1.      при существенном нарушении договора другой стороной;

2.      в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Краткая памятка

Что делать если управляющая компания не выполняет обязанности?

1. Жалуемся в жилищный надзор

2. Пишем претензию в УК

3. Обращаемся в Прокуратуру РФ

4. Расторгаем договор с УК

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 20 августа 2016

Заголовок в газете: Дом, построенный из жалоб

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру