История о том, как любовь к земле победила северные холода

О Викторе Осокине, запомнившемся вологодским абрикосом и не только

Про своего дедушку Виктора Васильевича Осокина внуки любят рассказывать по многим причинам. Дедушка относился к ним с особой любовью, бережно ухаживал за садом, был любознательным, интересовался, пожалуй, всеми сферами науки, и часто рассказывал необычные истории из жизни. Виктор Васильевич, будучи родом из деревни Катунино Вологодского района, прославил всю Вологочину в области садоводства, подарив ей свой северный вологодский абрикос. Мы решили поделиться с читателями историей о жизни потомственного садовода из Вологодской области.Про своего дедушку Виктора Васильевича Осокина внуки любят рассказывать по многим причинам. Дедушка относился к ним с особой любовью, бережно ухаживал за садом, был любознательным, интересовался, пожалуй, всеми сферами науки, и часто рассказывал необычные истории из жизни. Виктор Васильевич, будучи родом из деревни Катунино Вологодского района, прославил всю Вологочину в области садоводства, подарив ей свой северный вологодский абрикос.

О Викторе Осокине, запомнившемся вологодским абрикосом и не только

Время безумных идей

Виктор Осокин, мужчина богатырского телосложения, под два метра ростом и грозного вида, обладал легкой рукой и большим сердцем. Он не чаял души в своей семье, а своей семьей считал не только детей и внуков, но и деревья, кустарники, выращенные им в собственном саду. В большом деревянном доме шкафы были завалины книгами и журналами о садоводстве. Дедушка часто вел переписки с селекционерами и даже писал в редакцию разных журналов, правил их статьи. В его доме часто собирались на посиделки соседи, гости из города. Жизнь кипела. Виктор Осокин любил делиться урожаем, советами, помогал, чем мог, и не требовал взамен благодарности. Советовать он особенно любил. Да и люди всегда к нему обращались, спрашивали, как лучше поступить. Человек был безотказный.

Илья Осокин, внук Виктора Васильевича, вспоминает, что когда он был маленьким, заглянул в одну толстую тяжелую книгу – справочник о растениях. На каждой странице карандашом были подчеркнуты целые абзацы с пометками: «надо попробовать!», «неверно», «использовать, но в других дозах», «проверить!». Экспериментировать – дедушкино хобби. Не только в саду. Он вёл записи в блокноте о самых необычных идеях, вплоть до устройства паровозов и электростанций. Он рассуждал в стиле: «Если можно, так, то почему нельзя так?» или «Почему бы не упростить и сделать так?».

Кирилл – младший внук Виктора Васильевича, рассказывает: «Дедушка придумал особый механизм для сбора облепихи, а огурцы выращивал в бочке».

Внуков дедушка любил кормить самыми своеобразными старинными блюдами. Салат из помидоров и огурцов он разбавлял черной смородиной и травой «мать-и-мачеха», заливал содержимое тарелки кефиром. А иногда и вовсе делал салат из нескольких видов травы, и тоже заливал кефиром. По словам тех, кому довелось отведать такие кушанья, получалось очень аппетитно. Внуки, когда были маленькими, считали дедушку волшебником или великим ученым. Он отлично разбирался в травах.

Дело на всю жизнь

Работал Виктор Васильевич на железной дороге. Он мог таскать на себе шпалы, настолько физически сильным был человеком. Казалось, откуда у такого мужчины может возникнуть любовь к сельскохозяйственным делам? Но садоводством он увлекся неслучайно. Любовь к природе пришла по наследству от отца, от которого у него остался участок в 30 соток. Там росли самые разные культуры: яблони, рябина, несколько видов смородины, кедр и даже обычные березы, под которыми осенью растут грибы.

Особое же внимание заслуживают именно абрикосы.

Директор Дарвинского государственного заповедника Алексей Леонтьев долго искал и скрещивал разные сорта абрикосов, чтобы найти тот самый, растущий в северных краях. Но абрикосы – культура южная и довольно привередливая. Чудо случилось в 1953 году, Леонтьев скрестил обыкновенный и мачжурский абрикосы, получил чудо-семена нового вида. Так появился абрикос, названный в честь его имени – предок Вологодского. Как только абрикосовое дерево выросло, окрепло и принесло плоды, директор заповедника разослал полученные семена по всему Северо-Западному региону: любителям-селекционерам и научным учреждениям. Об открытии в селекции нового вида писали во многих газетах того времени. Новость не прошла мимо и Виктора Осокина, любившего научные открытия и изобретения.

Виктор Васильевич написал в Дарвинский заповедник письмо, с просьбой выслать ему семена волшебного абрикоса. И в 1961 году получил ответное письмо с пакетом семян. Выхаживал плоды садовод с любовью, бережно. Со свойственным ему любопытством.

В это же время умер создатель вида Алексей Леонтьев, вместе с ним пришла черная полоса в садоводство региона. Без бережного ухода гибнет родоначальное дерево, а все разосланные садоводам семена либо не приживаются, либо не всходят. Над проектом северных плодов нависла угроза вымирания. Огонь надежды угасал.

Реанимировать абрикосы смогла семья Осокиных. Если бы не труд и упорство Виктора Васильевича, который смог сохранить культуру и развить её, дело всей жизни селектора Леонтьева могло пропасть. Но в одной из деревень Вологодской области, на участке, наполненном любовью, абрикосовое дерево выросло и стало плодоносить.

С этого периода Виктор Васильевич, как единственный обладатель культуры, взял на себя большую ответственность, великую миссию: не дать угаснуть северному абрикосу.

В народе северный абрикос называют абрикосом Осокина или Вологодским абрикосом. Вырастить дерево с вкусными и полезными плодами на севере, где замерзают даже яблони – явление полезное для людей и выдающееся в области селекции.

«Дедушка собирал абрикосы ведрами, такими же ведрами раздавал соседям. Когда он шел на работу, обязательно брал с собой ведёрко со спелыми фруктами, надо же всех угостить, и приговаривал всегда: кушайте, а косточки не выбрасывайте, посадите лучше, вырастите свой абрикос! – вспоминает внук Илья Осокин. – Дедушка был очень добрым».

Семена раздавались не только в деревне, Виктор Васильевич отправлял их в редакции газет и журналов. Спасителя вологодского абрикоса все любили. А семья гордилась.

Счастье в доме

У Виктора Васильевича, родившегося в деревне Катунино, была небольшая семья по меркам 30-х годов. Он родился в 1931 году, позже у него появился брат Лёня и две сестры Тоня и Шура. Брат и отец, к сожалению, погибли на Великой Отечественной войне. Сестра Тоня стала учителем физики. Тяга к науке в их семье – наследственное.

С будущей женой Галиной Виктор познакомился в деревне Яколевки. Деревня находилась недалеко от его собственной, все друг друга знали и дружили. Галина – первая красавица на селе, привлекала внимание мужчин не только своего, но и соседних поселений. Внукам она рассказывала, что к ней приезжали свататься даже с других регионов, но она всем отказывала. А вот Виктору не отказала, ради мужа переехала из родной деревни в Катунино. У счастливой семьи родились два сына в 1965 и 1968 годах. Старший сын Василий был назван в честь деда по отцовской линии. Младший Владимир – в дедушку по матери. Осокиных любили в деревне особенно за щедрость и жизнерадостность. Дом, озарённый теплом и уютом, был наполнен шумом и смехом детворы, мальчики много времени проводили в саду. Выполняя обязанности главы семьи, Виктор Васильевич ни на секунду не забывал о добровольно взятой на себя миссии и помогал садоводам по всей России взращивать культуры, поднимать селекцию на новый уровень.

Бесценный сад семьи

В 1994 году, когда дети давно выросли и уехали жить в город, завели свои семьи, подарили дедушке внуков, Виктор Осокин пришел в редакцию журнала «Огородные подсказки», принес с собой желтые спелые плоды. Редакция была удивлена, может недоразумение? Там спросили: «Что это такое?», дедушка же кратко и скромно ответил: «Абрикосы». Спустя секунды неловкого молчания, добавил: «Наши. Северные абрикосы». И протянул им на пробу диковинные плоды. Позже он рассказал о морозоустойчивых и плодовитых деревьях на его участке. В редакции так понравились истории Осокина, что в следующем номере они написали про него и его абрикосы. Поначалу многие и не верили, что в Вологде могут расти такие вкусные фрукты.

Второй семьей Виктора Васильевича стали садоводы и селекторы, которые часто писали ему, спрашивали, просили саженцы. За всю свою жизнь он разослал тысячи семян. Большую часть через редакцию, остальное по соседям, знакомым, в письмах.

Дети вспоминают, что именно тогда возродилась культура дедушки Осокина. Его называют вторым папой абрикоса Леонтьева.

«Многие селекторы нашего времени искали причины прижившегося дерева, писали о нем научные статьи. Вступали в переписку с дедушкой. Многие полагают, что в скрещивании неким образом побывала слива, устойчивая к морозам. Но разве это важно, когда дедушка просто счастлив? – рассказывает внук Илья Осокин. – В последние годы к дедушке приезжали с другого региона бизнесмены, к нему часто и много ездили люди. Обычно посмотреть на красоту садоводства, да взять черенки. Но в тот раз просили продать весь участок. Они готовы были купить весь участок ради одного абрикоса. Дед им не продал, сказал, что сад принадлежит семье, а это уже бесценно. Скорей всего дедушка не продал и потому, что он любил в нем не только абрикосы. У него росли в разные времена и орехи, и вишня, и сливы, черная смородина, белая смородина, красная смородина, крыжовник обычный, крыжовник лохматый с иголками. Даже грибы. Одно время у него сосед занимался пчеловодством, прямо в дедушкином саду. В Вологде у дедушки была квартира, но он никогда не думал переезжать».

Жизнь в шелесте листвы

Осенью 2006 года дедушки не стало, его похоронили на Вологодском городском кладбище. Семья вспоминает о нем много хороших историй, делится со следующими поколениями. К сожалению, Виктор Васильевич, безумно любящий внуков, не застал правнука Константина, появившегося совсем недавно. Кто знает, может, и он вырастет великим садоводом.

Сейчас, когда абрикосы растут в самых разных краях страны, семья Осокина спокойна, труд дедушки не пропал зря, а живет в огородах, садах, цветет, дает плоды.

Мы решили поделиться с читателями историей о жизни потомственного садовода из Вологодской области.

Время безумных идей

Виктор Осокин, мужчина богатырского телосложения, под два метра ростом и грозного вида, обладал легкой рукой и большим сердцем. Он не чаял души в своей семье, а своей семьей считал не только детей и внуков, но и деревья, кустарники, выращенные им в собственном саду. В большом деревянном доме шкафы были завалины книгами и журналами о садоводстве. Дедушка часто вел переписки с селекционерами и даже писал в редакцию разных журналов, правил их статьи. В его доме часто собирались на посиделки соседи, гости из города. Жизнь кипела. Виктор Осокин любил делиться урожаем, советами, помогал, чем мог, и не требовал взамен благодарности. Советовать он особенно любил. Да и люди всегда к нему обращались, спрашивали, как лучше поступить. Человек был безотказный.

Илья Осокин, внук Виктора Васильевича, вспоминает, что когда он был маленьким, заглянул в одну толстую тяжелую книгу – справочник о растениях. На каждой странице карандашом были подчеркнуты целые абзацы с пометками: «надо попробовать!», «неверно», «использовать, но в других дозах», «проверить!». Экспериментировать – дедушкино хобби. Не только в саду. Он вёл записи в блокноте о самых необычных идеях, вплоть до устройства паровозов и электростанций. Он рассуждал в стиле: «Если можно, так, то почему нельзя так?» или «Почему бы не упростить и сделать так?».

Кирилл – младший внук Виктора Васильевича, рассказывает: «Дедушка придумал особый механизм для сбора облепихи, а огурцы выращивал в бочке».

Внуков дедушка любил кормить самыми своеобразными старинными блюдами. Салат из помидоров и огурцов он разбавлял черной смородиной и травой «мать-и-мачеха», заливал содержимое тарелки кефиром. А иногда и вовсе делал салат из нескольких видов травы, и тоже заливал кефиром. По словам тех, кому довелось отведать такие кушанья, получалось очень аппетитно. Внуки, когда были маленькими, считали дедушку волшебником или великим ученым. Он отлично разбирался в травах.

Дело на всю жизнь

Работал Виктор Васильевич на железной дороге. Он мог таскать на себе шпалы, настолько физически сильным был человеком. Казалось, откуда у такого мужчины может возникнуть любовь к сельскохозяйственным делам? Но садоводством он увлекся неслучайно. Любовь к природе пришла по наследству от отца, от которого у него остался участок в 30 соток. Там росли самые разные культуры: яблони, рябина, несколько видов смородины, кедр и даже обычные березы, под которыми осенью растут грибы.

Особое же внимание заслуживают именно абрикосы.

Директор Дарвинского государственного заповедника Алексей Леонтьев долго искал и скрещивал разные сорта абрикосов, чтобы найти тот самый, растущий в северных краях. Но абрикосы – культура южная и довольно привередливая. Чудо случилось в 1953 году, Леонтьев скрестил обыкновенный и мачжурский абрикосы, получил чудо-семена нового вида. Так появился абрикос, названный в честь его имени – предок Вологодского. Как только абрикосовое дерево выросло, окрепло и принесло плоды, директор заповедника разослал полученные семена по всему Северо-Западному региону: любителям-селекционерам и научным учреждениям. Об открытии в селекции нового вида писали во многих газетах того времени. Новость не прошла мимо и Виктора Осокина, любившего научные открытия и изобретения.

Виктор Васильевич написал в Дарвинский заповедник письмо, с просьбой выслать ему семена волшебного абрикоса. И в 1961 году получил ответное письмо с пакетом семян. Выхаживал плоды садовод с любовью, бережно. Со свойственным ему любопытством.

В это же время умер создатель вида Алексей Леонтьев, вместе с ним пришла черная полоса в садоводство региона. Без бережного ухода гибнет родоначальное дерево, а все разосланные садоводам семена либо не приживаются, либо не всходят. Над проектом северных плодов нависла угроза вымирания. Огонь надежды угасал.

Реанимировать абрикосы смогла семья Осокиных. Если бы не труд и упорство Виктора Васильевича, который смог сохранить культуру и развить её, дело всей жизни селектора Леонтьева могло пропасть. Но в одной из деревень Вологодской области, на участке, наполненном любовью, абрикосовое дерево выросло и стало плодоносить.

С этого периода Виктор Васильевич, как единственный обладатель культуры, взял на себя большую ответственность, великую миссию: не дать угаснуть северному абрикосу.

В народе северный абрикос называют абрикосом Осокина или Вологодским абрикосом. Вырастить дерево с вкусными и полезными плодами на севере, где замерзают даже яблони – явление полезное для людей и выдающееся в области селекции.

«Дедушка собирал абрикосы ведрами, такими же ведрами раздавал соседям. Когда он шел на работу, обязательно брал с собой ведёрко со спелыми фруктами, надо же всех угостить, и приговаривал всегда: кушайте, а косточки не выбрасывайте, посадите лучше, вырастите свой абрикос! – вспоминает внук Илья Осокин. – Дедушка был очень добрым».

Семена раздавались не только в деревне, Виктор Васильевич отправлял их в редакции газет и журналов. Спасителя вологодского абрикоса все любили. А семья гордилась.

Счастье в доме

У Виктора Васильевича, родившегося в деревне Катунино, была небольшая семья по меркам 30-х годов. Он родился в 1931 году, позже у него появился брат Лёня и две сестры Тоня и Шура. Брат и отец, к сожалению, погибли на Великой Отечественной войне. Сестра Тоня стала учителем физики. Тяга к науке в их семье – наследственное.

С будущей женой Галиной Виктор познакомился в деревне Яколевки. Деревня находилась недалеко от его собственной, все друг друга знали и дружили. Галина – первая красавица на селе, привлекала внимание мужчин не только своего, но и соседних поселений. Внукам она рассказывала, что к ней приезжали свататься даже с других регионов, но она всем отказывала. А вот Виктору не отказала, ради мужа переехала из родной деревни в Катунино. У счастливой семьи родились два сына в 1965 и 1968 годах. Старший сын Василий был назван в честь деда по отцовской линии. Младший Владимир – в дедушку по матери. Осокиных любили в деревне особенно за щедрость и жизнерадостность. Дом, озарённый теплом и уютом, был наполнен шумом и смехом детворы, мальчики много времени проводили в саду. Выполняя обязанности главы семьи, Виктор Васильевич ни на секунду не забывал о добровольно взятой на себя миссии и помогал садоводам по всей России взращивать культуры, поднимать селекцию на новый уровень.

Бесценный сад семьи

В 1994 году, когда дети давно выросли и уехали жить в город, завели свои семьи, подарили дедушке внуков, Виктор Осокин пришел в редакцию журнала «Огородные подсказки», принес с собой желтые спелые плоды. Редакция была удивлена, может недоразумение? Там спросили: «Что это такое?», дедушка же кратко и скромно ответил: «Абрикосы». Спустя секунды неловкого молчания, добавил: «Наши. Северные абрикосы». И протянул им на пробу диковинные плоды. Позже он рассказал о морозоустойчивых и плодовитых деревьях на его участке. В редакции так понравились истории Осокина, что в следующем номере они написали про него и его абрикосы. Поначалу многие и не верили, что в Вологде могут расти такие вкусные фрукты.

Второй семьей Виктора Васильевича стали садоводы и селекторы, которые часто писали ему, спрашивали, просили саженцы. За всю свою жизнь он разослал тысячи семян. Большую часть через редакцию, остальное по соседям, знакомым, в письмах.

Дети вспоминают, что именно тогда возродилась культура дедушки Осокина. Его называют вторым папой абрикоса Леонтьева.

«Многие селекторы нашего времени искали причины прижившегося дерева, писали о нем научные статьи. Вступали в переписку с дедушкой. Многие полагают, что в скрещивании неким образом побывала слива, устойчивая к морозам. Но разве это важно, когда дедушка просто счастлив? – рассказывает внук Илья Осокин. – В последние годы к дедушке приезжали с другого региона бизнесмены, к нему часто и много ездили люди. Обычно посмотреть на красоту садоводства, да взять черенки. Но в тот раз просили продать весь участок. Они готовы были купить весь участок ради одного абрикоса. Дед им не продал, сказал, что сад принадлежит семье, а это уже бесценно. Скорей всего дедушка не продал и потому, что он любил в нем не только абрикосы. У него росли в разные времена и орехи, и вишня, и сливы, черная смородина, белая смородина, красная смородина, крыжовник обычный, крыжовник лохматый с иголками. Даже грибы. Одно время у него сосед занимался пчеловодством, прямо в дедушкином саду. В Вологде у дедушки была квартира, но он никогда не думал переезжать».

Жизнь в шелесте листвы

Осенью 2006 года дедушки не стало, его похоронили на Вологодском городском кладбище. Семья вспоминает о нем много хороших историй, делится со следующими поколениями. К сожалению, Виктор Васильевич, безумно любящий внуков, не застал правнука Константина, появившегося совсем недавно. Кто знает, может, и он вырастет великим садоводом.

Сейчас, когда абрикосы растут в самых разных краях страны, семья Осокина спокойна, труд дедушки не пропал зря, а живет в огородах, садах, цветет, дает плоды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 13 июля 2016

Заголовок в газете: Абрикосовый сад

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру