Как купить в магазине только то, что действительно стоит приобрести?

В современном мире всё больше людей страдает шопингоманией

Ежедневно мы посещаем магазины и, казалось бы, берем все самое необходимое. Но так ли это на самом деле? Не прихватываем ли мы заодно и те товары, которые нам вовсе не нужны? В какие ловушки можно попасть в вологодских супермаркетах, проверяем мы сегодня.

В современном мире всё больше людей страдает шопингоманией

Специалисты предупреждают, что в современном мире все больше людей страдают шопингоманией (от англ. shop - магазин) – довольно распространенной во всём мире зависимостью. Данных о том, подвержены ли вологжане этим недугом, нет, но каждый сам, проанализировав свои походы в магазин, может определить степень своего погружения в процесс. Люди, страдающие этим психологическим недугом, не способны контролировать свои действия в магазине и скупают всё, что попадается под руку. Такой человек является любимым клиентом супермаркета. Вещи, которые покупаются не глядя, потом просто хранятся на полках шкафа. Они куплены, с целью купить, а не использовать.

В России подобных людей не так уж много, в отличие от западных стран, возможно, нас спасают наши не очень высокие доходы. Но магазины есть магазины, главная их цель – как можно выгоднее реализовать товар, а вовсе не помочь покупателю выбрать, что купить, как нас пытаются в этом убедить красочные рекламные буклеты.

В Вологде, согласно опросу, проводимому в одной популярной соцсети, только 30% всех покупок в супермаркетах являются запланированными, остальные 70% - случайными, покупатели решают приобрести тот или иной товар уже в самом торговом зале.

Кто такие мерчендайзеры

Мы обошли три крупных супермаркета Вологды и разглядели несколько расставленных сетей для нас, наивных покупателей, в которые мы то и дело попадаемся, покупая то, что, в принципе, нам и не нужно. Мы также задали нескольким покупателям различные вопросы, главный - планируют ли они свои покупки заранее или делают выбор в магазине. Жительница Вологодского района Наталья рассказала, что приезжает за покупками специально в Вологду, потому что, цены здесь ниже, чем в магазинах ее поселка, а ассортимент в городских супермаркетах намного больше: «Приезжая в магазин, я всегда твердо знаю, что купить, но пока до этого добираюсь, постепенно накладываю в корзинку других, как мне кажется, очень нужных мне продуктов. В итоге, я трачу большую сумму, чем у меня было запланировано…»

И, действительно, бродя по незнакомому крупному супер-гипер-маркету, есть опасность пробродить дольше запланированного, потому что не знаешь, где какие товары лежат.

В штате каждого крупного магазина есть «мерчендайзеры» - люди, которые занимаются правильной расстановкой товара. Главный принцип расстановки прост – чем больше покупателей пройдет мимо полки и посмотрит на нее, тем ценнее это место в зале. Соответственно, нужно организовать как можно больше таких мест. Этого можно добиться, заставив покупателей обходить как можно большую площадь магазина.

Наиболее востребованные товары (хлеб, молоко, мясо, овощи и фрукты) располагают как можно дальше друг от друга, чтобы покупатель прошел как можно больший путь между этими товарами.

Место на полке тоже важно, товары, размещенные в супермаркетах на уровне глаз, продаются лучше всего, поэтому туда выставляют либо дорогие товары, либо те, которые хотят побыстрее продать. Важный психологический момент: полки в магазинах никогда не заполняются чересчур. Это сделано для того, чтобы у вас сложилось ощущение, что товары пользуются популярностью. Или, чтобы вы подумали, что товар может скоро закончиться. И это действует на покупателей. А вы замечали, что детские игрушки, сладости, шоколадные яйца с сюрпризами расположены внизу? Правильно, чтобы ребенку удобнее было взять. Поэтому, иногда, желая купить только самое необходимое, к кассе мы приходим с целой тележкой…

Ценники бывают разные, желтые, зеленые, красные…

Во всех мало-мальски уважающих себя магазинах Вологды сейчас проводятся разнообразные «акции», разумеется, в супермаркетах нам встретилось большое количество распродаж. Самая простая акция, как представляется нам, это, когда зачеркивается сумма на ценнике, и пишется другая, понятное дело, ниже, чем предыдущая. Мы не специалисты, чтобы разобраться, на самом деле цена на товар снижается или просто оформляется красивый разноцветный ценник, но, что мы точно выяснили, так это то, что вологжане обращают внимание на проводимые магазинами акции. Многие идут специально за тем или иным товаром по сниженной цене, при выборе двух примерно одинаковых товаров выбирают тот, что с ярким ценником. Только один человек, из десяти нами опрошенных, заявил, что не обращает внимания на акции, а берет те товары, к которым привык, сколько бы они не стоили. Другая респондентка рассказала, что берет акционный товар, если сверяет его цену с ценами в других магазинах, и она, действительно, оказывается сниженной.

Мы наугад изучили несколько акционных предложений, и некоторые показались нам разумными, другие же чрезвычайно сомнительными. Например, распространенное в Вологде предложение «три по цене двух» или «купи три, получи еще один в подарок» не во всех супермаркетах оказалось выгодным. Посчитав, мы сравнили цену на этот же товар в другом магазине, и выяснили, что цена якобы бесплатного товара уже заложена в стоимость. Поэтому, прежде чем радоваться бесплатному сыру, советуем все-таки сначала посчитать его стоимость.

У разноцветных ценников есть еще одна характерная особенность – некруглые цифры. Не 100 и 200 рублей, а 99, 197, 298 и так далее. Как к этому относятся некоторые вологжане, мы проиллюстрируем, приведя в пример комментарий одной из покупательниц.

Татьяна: «Они (специалисты супермаркета), думают, что мы не умеем считать? Что мы не можем понять, что 99 и 100 это оно и тоже? Раньше цены не были такими «корявыми» и не вводили никого в заблуждение, а теперь, они могут запутать разве что детей и пожилых людей».

Кстати, в одном из супермаркетов мы нашли еще одну «ловушку», связанную с ценниками. На полке находились три вида товара одной и той же марки, одного веса, отличаясь исключительно артикулом и частью названия. На один из них была распродажа, два других стоили значительно дороже. Покупатели более внимательные изучали и искали акционный товар (которого на прилавке было в разы меньше). Большинство же, увидев яркий ценник, хватали продукт и обнаруживали, вероятно, его истинную стоимость на кассе или дома, или же вообще не обращали на это внимания. Мы бы тоже не заметили «засады», если бы не бдительный покупатель Иван Сергеевич: «Путаюсь с ценниками постоянно. Не разберешься в куче товара и обнаружишь только на кассе, что взял более дорогой. Я всегда обмениваю или возвращаю, но ведь не все так сделают, кто-то заметит, да только рукой махнет».

Да, мелочь, конечно, формально придраться не к чему, вроде бы это невнимательный покупатель сам виноват, а все равно неприятно.

Под музыку Вивальди

Психологи подсказали важную деталь: в огромном пустом магазине человек ощущает себя одиноким, потерянным, витрины могут даже наводить страх, покупатель быстро захочет уйти. Выход был найден легко, на помощь специалистам по маркетингу пришла музыка. И мы в двух из трех супермаркетов Вологды услышали приятные композиции.

«Помогает ли вам музыка делать покупки?», - поинтересовались мы у одного из покупателей, Александра. «Точно, что не мешает, музыка не громкая, даже расслабляет как-то», - заметил мужчина. А вот Светлане, которая торопится в обеденный перерыв на работу, музыка не нравится: «Только с мыслями соберешься, что купить нужно, а тут знакомая песня заиграет, все из головы вылетит, накупишь всякой ерунды!»

Кстати, психологи утверждают, что при помощи музыки можно даже регулировать скорость покупателей. Если играет ритмичная музыка, покупатели движутся быстрее по торговому залу, и, наоборот, при плавной мелодии покупатели замедляются, уходят в свои мысли и, не торопясь совершают покупки.

И чем это у вас так вкусно пахнет?

Ароматы поджаренной курочки, свежеиспеченного хлеба разносились по всему залу во втором супермаркете, который мы посетили (в отличие от первого и третьего, где пахло чем-то невкусным!). Сразу захотелось кушать и, естественно, что-то купить. Съестного. Да побольше. Мы сдержались, а вообще, знающие вологжане посоветовали нам приходить за покупками сытыми, тогда не будет соблазна взять лишних продуктов.

«Когда я иду с работы голодный, я все равно возьму что-нибудь из свежеприготовленного, мясо, выпечку, не могу удержаться, хотя сделать ту же курицу дома вышло бы намного дешевле», - рассказал нам Анатолий, завсегдатай мясного отдела.

Траты, которые не заметны

Пока вы стоите в очереди к кассе, время тянется особенно долго. Сразу хочется потратить его более полезно, глаза сами собой изучают шоколадки и другие сладости. Так незаметно напоследок мы можем набрать кучу разной мелочи, которая нам не нужна. Зона у касс — раздолье для импульсных покупок и самые дорогие места для поставщиков.

Маркетологам известно, что покупатель с тележкой приобретает на 20-30% товара больше, чем покупатель с корзиной. Большая тележка вызывает желание прикрыть её дно товаром. Поэтому, если вы не хотите совершать незапланированные покупки, берите корзинку, она не позволит вам взять слишком много, да и нести ее будет тяжело, что будет вас сдерживать, и вы купите, действительно, только самое необходимое. Ну, или самое легкое…

«Купите пачку пельменей и получите ложку бесплатно» - подобные акции привлекают внимание покупателей, и очень даже многие «попадаются» в такие ловушки. Даже если вам и не нужна эта ложка, вы все равно задумаетесь. Ведь бесплатно. Почему бы и нет?

Еще один хороший метод привлечения клиентов - дисконтные карты, карты постоянного покупателя и так далее. Часто супермаркеты предлагают купить такие карты, по которым вы получите скидки на определенные группы товаров. Возможно, выгода и будет, но, скорее всего, разницу в цене магазин возместит за счет продажи других товаров по более высокой цене. Потому что, какое главное правило любого магазина? Да-да, как можно выгоднее продать свой товар.

Как не купить больше, чем нужно?

- составьте список того, что вам действительно необходимо и по возможности придерживайтесь его.

- перекусите перед посещением магазина.

- тележки берите только в самых крайних случаях – когда вы точно знаете, что покупок у вас будет достаточно много.

- проверяйте предложения «два по цене одного» и другие акции.

- не берите с собой карточки. Если вы возьмете только наличные, то потратите заведомо меньше и не купите что-то ненужное.

- всегда проверяйте чеки и сравнивайте цену на полке и цену, пробитую на кассе, помните, что по закону о защите прав потребителей продавец обязан продать покупателю товар по той цене, которая была указана на ценнике.

- прежде, чем что-то покупать, задайте себе несколько вопросов. Нужна ли мне эта вещь? Как и когда я буду ей пользоваться? Смогу ли обойтись без нее? Честно ответьте себе на эти вопросы, и это убережет вас от ненужных покупок.

На самом деле, мы, покупатели, не такие уж и наивные. Мы чувствуем, что не все предложения и акции бескорыстны и правдивы. Но, без сомнения, с ними походы в магазин стали намного интереснее. Нам нравится играть с магазином в игру «кто - кого». И не всегда побеждать, но ведь от этого игра становится только занятнее. И хочется закончить пушкинскими словами, безжалостно вырванными из контекста любовной лирики: «Ах, обмануть меня не трудно!... / Я сам обманываться рад!», но, все же, добавим мы, злоупотреблять этим не стоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 13 июля 2016

Заголовок в газете: «Ловушки» вологодских супермаркетов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру