Мария Кожевникова возвращает санитарные паспорта

В ГД обсуждали проблему перевозки тропических масел ж/д транспортом

В Москве под председательством депутата Государственной Думы РФ Марии Кожевниковой прошло совещание, посвященное вопросам снижения риска алиментарно-зависимых заболеваний, вызываемых нарушением условий транспортирования тропических масел наливом.

В ГД обсуждали проблему перевозки тропических масел  ж/д транспортом

Проблема

Минэкономразвития РФ и ряд других органов исполнительной власти подчеркивают, что проблема транспортирования кокосового, пальмоядрового, пальмового масел в Российской Федерации в целом решена, поскольку по состоянию на 30 мая 2016 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта зарегистрировано 2107 вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки растительных масел.

Вместе с тем, указанные вагоны не получили подтверждения пригодности к перевозкам масел от Роспотребнадзора, что и указано в письме Роспотребнадзора от 16.06,14 исх.№01/6725-14-15.

В письме ОАО «РЖД» № ИСХ-10472, также сообщается о невозможности проинформировать о наличии в вышеуказанных вагонах гигиенических покрытий, необходимость которых установлена требованиями «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1250-03.

Таким образом, несмотря на зарегистрированный список, пищевые продукты продолжают перевозиться в непригодном парке цистерн с нарушением санитарного законодательства РФ.

Поэтому депутатом Марией Кожевниковой и была поднята эта проблема, решение которой необходимо обеспечить незамедлительно, чем и занялась парламентарий. Основной целью совещания стала выработка единой консолидированной позиции по вопросу перевозок «тропических» масел в специализированных вагонах-цистернах. Также задачами встречи было решение таких вопросов, как:

- выделение специализированных пищевых цистерн, оснащенных паро-нагревательными элементами («паровыми рубашками») из числа зарегистрированных;

- определение порядка нанесения гигиенических покрытий на внутреннюю поверхность вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки тропических масел;

- определение сроков переходного периода, необходимого для подготовки цистерн к перевозке тропических масел из числа зарегистрированных ФАЖТ;

- порядок согласования использования подготовленных специализированных цистерн Роспотребнадзором, с отражением этого факта в системе ЭТРАН;

- определение исполнителей по конкретным направлениям работ.

В совещании по данному вопросу приняли участие все, кто имеет отношение к перевозке «тропических» масел. Так, на рабочую встречу были приглашены начальник отдела нормативно-методического обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Сергей Сенников, заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Иванов. Сразу несколько экспертов были приглашены от ОАО «РЖД»: начальник отдела условий перевозок грузов Управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «Российские железные дороги» Михаил Синев, начальник подразделения центральной дирекции инфраструктуры-филиала – ОАО «Российские железные дороги» Виктор Шурыгин, начальник Центра инновационного развития РЖД Александр Зажигалкин, заместитель начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «Российские железные дороги» Владимир Белюгин, начальник Управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспорта обслуживания ОАО «Российские железные дороги» Тимур Махмудов. Также участниками стали президент Национального союза железнодорожников РФ, член общественного совета по транспорту Минтранса РФ Юрий Бусыгин, председатель НТС НПК «Союзтранс», д.э.н., профессор Владимир Петровский, руководитель Департамента развития инфраструктуры железнодорожного транспорта НСЖ, генеральный директор «Северкомплектстрой» Анатолий Чернышев. Президент Союза производителей пищевой продукции Таможенного союза Виталий Зинченко, Вице-президент Балтийского пищевого союза Валерий Баранов, ученый секретарь технического комитета Ростстандарта «Транспортирование и хранение пищевой продукции» Юрий Крылов.

Так что в компетентности комиссии сомневаться не приходится.

Непростая задача

В начале совещания, как и полагается, выступила инициатор – депутат ГД Мария Кожевникова, которая обозначила проблему и ряд вопросов, которые предстояло решить.

«На протяжении последних лет мной ведется законодательная работа, целью которой является снижение рисков приобретения населением и, в первую очередь, детьми так называемых алиментарно-зависимых заболеваний, вызываемых потреблением некачественных продуктов питания. Прежде всего, как мама, я думаю о детях. В этой связи наиболее остро стоящей проблемой сегодня является перевозка тропических масел, поскольку именно из них изготовляют вафли, печенье, конфеты, глазированные сырки, торты и пирожные, то есть все то, что потребляют наши дети.

Если практика перевозок отечественных масел сложилась на протяжении десятилетий, то опыт перевозок тропических масел в нашей стране еще не достаточен.

Проблема состоит в том, что тропические масла обладают повышенной вязкостью и имеют физико-химические параметры, существенно отличающиеся от отечественных масел. Это, в свою очередь, обуславливают специфику их транспортирования. В соответствии с существующими международными правилами и, в первую очередь, с документами Комиссии Кодекс Алиментариус, с целью соблюдения температурных режимов при погрузке и сливе тропических масел транспортирование их по железной дороге должно производиться только в специализированных цистернах с паровой «рубашкой».

Такие цистерны в нашей стране есть, в основном, это нефте-битумные цистерны, которые в одну сторону везли битум, мазут, а в обратную – пальмовое и иные тропические масла. При этом грубо нарушались нормы санитарного законодательства, а именно п. 5.2 действующих санитарных правил СП 2.571250-03. Недопустимо перевозить любую пищевую продукцию в цистернах, в которых ранее перевозились опасные грузы, к которым относятся практически все продукты переработки нефти. Также не выполняется и другое санитарное правило о том, что внутренняя поверхность цистерн, предназначенных для перевозки пищевых грузов, должна иметь гигиеническое покрытие.

Для меня понятно, что выполнение требований санитарных врачей должны неукоснительно выполняться, и это единственный путь гарантировать безопасность потребляемых нами продуктов питания, изготовленных с применением ингредиентов, перевезенных железнодорожным транспортом.

Сегодня нам с одной стороны общественные объединения предпринимателей навязывают стереотипы о том, что выполнить санитарные требования не представляется возможным по причине отсутствия в нашей стране специализированного парка цистерн, отсутствия качественных покрытий, которые обсыпаются после каждой зимы, дороговизны проекта -до 18 млрд рублей бюджетных средств и др. С другой стороны ряд федеральных органов исполнительной власти пытается представить дело таким образом, будто вопрос перевозок масла наливом уже решен. Так, Минэкономразвития сообщает о выделенных Минтрансом 3100 цистерн для перевозок растительных масел. На основании чего делается вывод о том, что менять существующую систему перевозок нецелесообразно.

Следует отметить, что список зарегистрированных вагонов формировался заинтересованными производителями и импортерами тропических масел на базе имеющегося у них в распоряжении парка вагонов-цистерн. Подтверждение пригодности данных цистерн к перевозкам растительных масел должно было быть решено Роспотребнадзором, однако такого согласования не было.

В этой связи, целью нашего сегодняшнего совещания является формирование единой позиции по обсуждаемому вопросу и поиск согласованного решения существующей проблемы – неукоснительного соблюдения требований санитарного законодательства при транспортировании тропических масел железнодорожным транспортом наливом. Именно Роспотребнадзор вышел с инициативой решить этот вопрос, в первую очередь, для тропических масел. Надеюсь, что присутствующие уважаемые эксперты достаточно легко справятся с этой непростой задачей».

Решение: возвращение санитарных паспортов

И действительно, решение вопроса уже вышло в стадию практики. В ходе совещания в ГосДуме Национальный союз железнодорожников РФ предложил возвратить санитарные паспорта для железнодорожных вагонов-цистерн, перевозящих тропические масла. Мария Кожевникова поддержала это предложение.

Реализовать данное предложение планируется через внесение соответствующих изменений в автоматизированную систему подачи вагонов ЭТРАН. Указанная мера призвана обеспечить безопасность широкой гаммы пищевых продуктов, изготовляемых с использованием тропических масел (глазированные сырки, вафли, конфеты, печенье, пирожные), основными потребителями которых, в основном, являются дети и подростки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Продовольствие без опасности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру