День памяти и скорби: письма вологжан

22 июня исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Эта дата – день памяти и скорби во всём мире

Сегодня в 4 утра в Вологде прошёл митинг у Вечного огня, вологжане отдали дань памяти всем, кто положил свои жизни за будущее России. МК в этот день публикует материалы о вологжанах-героях.

22 июня исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Эта дата – день памяти и скорби во всём мире

Великая Отечественная война – война проклятая, война-злодейка, война-разлучница. Так с первых дней борьбы с фашистскими оккупантами окрестили её матери, жены, сестры, со слезами провожая на фронт сыновей, мужей, братьев. Благословляя своих родных в дальний путь, им оставалось лишь ждать, надеяться, верить, что любимые вернутся живыми.

«Эта вера от пули меня темной ночью хранила…, – поется в песне «Темная ночь», ставшей шлягером военных лет. –Ты меня ждешь… и поэтому знаю, со мной ничего не случится!».

Ждали все, ждали и вологжанки. Единственной связующей нитью между теми, кто воевал, и кто приближал победу думами, молитвами в глубоком тылу или на прифронтовой границе, была военно-полевая почта, доставлявшая весточки от любимых. Порой известия приходили очень короткими, сбивчивыми, написанными в перерывах между боями, привалами или в госпиталях, но такими желанными и радостными. «Жив, значит», – думали женщины.

В фондах Вологодского областного архива новейшей политической истории хранятся сотни фронтовых писем вологодских солдат своим друзьям, знакомым, родственникам. Малая доля уникальных рукописей из коллекции документов ветеранов и участников Великой Отечественной войны публикуется сегодня.

Орфография и пунктуация писем сохранены.

5 августа 1941 года рядовой действующей Красной Армии А. Корегин (инициалы не расшифрованы) полевой почтовой станцией отправил в Вологду свое первое после призыва на фронт письмо:

«С приветом из действующей Красной Армии! Спешу сообщить, что с 30-го июня нахожусь в рядах по разгрому и уничтожению фашистской своры во главе с Гитлером. Жизнь идет превосходно, бьем врага. Правда надо сказать, что первое время немец нас огненосным ударом стукнул и вторгся на нашу территорию Советского Союза, потому что мы были не подготовлены, наши части не подтянуты к границам. А когда наши основные части столкнулись с Гитлеровской армией, то приостановили вторжение и дали такой отпор, что лучшие дивизии мотомехчасти были разбиты и превращены в бегство. В настоящий момент нахожусь на Псковском направлении, где бьем врага каждый день с большими потерями для него…Хочу спросить, как живет бабушка, как её здоровье, передайте ей привет и сообщите, что живу хорошо. Как течет жизнь в Вологде и какие изменения за время войны. Буду ждать ответа».

Полевая почта 59318-я доставила письмо-треуголку от рядового Мушникова Владимира, датированное 17 июня 1943 года, в деревню Чашниково Спасского сельского совета Вологодского района:

«Здравствуйте мои уважаемые дядя Коля и тетя Тая, ваши дети Юрий, Леонид, Николай, Лива и Вова и бабушка Анна. Шлю я вам всем свой горячий красноармейский привет. Письмо от Веры писанное 28 мая получил только 13 июня, с которым остался очень доволен, т.к. это первое письмо с родины. Но с этим письмом перенес очень большую скорбь, узнав, что мой любимый брат Гурий пал в бою с черной чумой рыжих фрицев. Жаль, но жизнь его назад не вернется. Одну мысль держу отомстить за жизнь любимого брата. Ни сегодня завтра мы едем бить проклятых гансов. Дядя Коля пишите, что нового в нашей деревне. Сейчас посмотреть бы на Вовку, наверное, уже бегает…». Известно, что письма от Владимира Александровича приходили в родную деревню до октября 1943 года.

Радостная весть пришла в Вологду в дом по улице Железнодорожной зимой 1944 года. Кукушкина Павла Васильевна получила письмо от родного сыночка Витеньки из далёкого города Ташкента, там он находился в госпитале после ранения. Он пишет: «Здравствуйте дорогие мои Папа и Мама. Сегодня 10.02.44 г. пишу из г.Ташкент, из госпиталя. Обо мне Филипп ложно сообщил, что я убит. Но не надо его винить, т.к. ранение я получил ночью и куда эвакуировался никто не знал, и поэтому он посчитал долгом сообщить так. Сейчас я чувствую себя превосходно. Опять годен к строевой службе. Могу вновь бить ненавистного  врага…».

Встречаются и трогательные письма женам. Полевая почта 716 доставила в город Великий Устюг письмо от солдата Мартемьянова Дмитрия, написанное им 25 ноября 1942 года. Он сообщает:

«Милая Анечка и доченька Томочка, шлю вам свой горячий привет. Для меня сегодня день является большой радостью. Я сегодня получил поздравительную телеграмму от начальника с высокой правительственной наградой, которой я удостоен – Орденом Красной Звезды. Аня, я тебе сегодня желал много написать, но все еще полон горячих переживаний. Мы с тобой Анечка жили не плохо, горячо любили друг друга и наша жизнь, наша любовь будет еще лучше, будет еще крепче. Обо мнене беспокойся, я всем обеспечен. Со следующей получки пришлю тебе денег. Крепко и много раз вас целую, остаюсь горячо любящий тебя и Томочку твой муж и папа».

Письмо бойца Соловьева Павла от 23 сентября 1943 года жене Зинаиде Сушинской, проживавшей в городе Вологде, особенно волнительно:

«Здравствуй, милая Зина! Целую крепко, а также целую моих милых крошек Валерикаи Риточку. Знаю, что ты обижаешься на меня, что стал редко писать. Так ведь, моя милая, знаешь, в каких я условиях. Вот с 5 сентября все время нахожусь в боях. Днем и ночью все в движении и иногда сутки, двое, трое без отдыха. Большой проделали путь, много освободили населенных пунктов и городов Украины. Но забыть Вас я не в силах. Ты знаешь, моя дорогая, я иду в бой с твоим именем на устах. У меня только и на сердце лежит это ты и детишки. Ты пойми, дорогая, да разве я когда забуду тебя. Нет, никогда не забуду. И когда окончим Победу я возвращусь к тебе, и мы заживем хорошо-хорошо, на славу всем. А это время придется пережить. Испытать горькую чащу разлуки. Попросипапу, чтобы помог тебе утеплить квартиру на зиму, постарайся детишек одеть к зиме потеплее. Можешь из моего осеннего пальто сшить им польта, может обеим выйдет. Ну вот пока и все. Опять идем вперед. Зина, будет возможность свободного времени постараюсь писать чаще. Целую тебя крепко. Твой Павел».

Сохранились и его стихи, адресованные любимой супруге Зинаиде:

Дорогой жене Зине!

Я пишу тебе моя родная

Письмецо в родную сторону.

О тебе любимой, вспоминая

День и ночь все думаю.

День и ночь шагаю по дорогам

Путь снежной дается нелегко,

Ты смотрела с лаской и тревогой, хоть была отсюда далеко.

На рассвете часто вспоминая,

Когда идешь куда-нибудь,

Ты в тот час как будто шла со мною

Дорой мой, ненаглядный друг.

И вот сейчас границу охраняя,

Вспоминаюлишь тебя одну.

Я пишу тебе, моя родная,

Письмецо в родную сторону.

Стихи вологодского красноармейца Павла Соловьева, возможно, могли бы претендовать на всенародное признание. Несомненно одно: для той, которая днем и ночью тосковала по родному мужу, по заботливому отцу своих детей, фронтовые строчки, написанные любимым домой, априори были бесценными.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Письма с фронта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру