На Вологодчине нужно развивать кинематограф

«У нас в малых населенных пунктах практически не осталось кинотеатров, что печально…»

Становление кино в России происходило долго и тяжело, - что неудивительно, ведь его зарождение началось при уже существующей киноиндустрии в странах Европы. Однако сразу после первых экранизаций, несмотря на их примитивность, кино нашей страны добилось внушительных результатов и признания.

«У нас в малых населенных пунктах практически не осталось кинотеатров, что печально…»

Уже в конце XIX столетия, ровно 120 лет назад - весной 1896 года, в Санкт-Петербурге и Москве прошли первые демонстрации фильмов. А еще через год сообщили об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра», который и стал первым в России синематографом для демонстрации кинематографических лент.

Первый настоящий кинотеатр, где демонстрировались ленты со звуком, появился лишь осенью 1929 года. Жители Ленинграда спешили на Невский проспект, чтобы увидеть советские шедевры документального кино. В те годы ленты повествовали о трудовых буднях обычных людей, закаляя патриотизм и воспитывая новое поколение. Об этом был и первый полнометражный звуковой фильм, вышедший на экраны в 1931 году под названием «Путевка в жизнь», рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью. С тех пор киноиндустрия в СССР развивалась полным ходом, отражая все, что происходило в стране, словно в зеркале. Это и революция, и военные годы, и культ личности Сталина, и «оттепель».

Вологда – город киноманов

Наш город в этом смысле не уступал - по данным историков, уже между 1905 – 1908 годами появились два первых синематографа: «Тироль», располагавшийся на пересечении современных улиц Благовещенской и Ленинградской, и «Модерн» - рядом с гостиницей «Славянская» (ныне ресторан «Север»). Есть и другие сведения. «Третьи источники говорят о том, что первое сообщение об открытии в городе кинотеатра относится к 1909 году. Инициаторами устройства синематографов тогда выступили частные лица М.Д. Пермяков и Я.Г. Катков. Пермяков получил разрешение Вологодской городской Думы открыть кинотеатр «Аполло» в приспособленном для театра собственном помещении на Гостинодворской площади (стоял на месте современного здания № 1 по улице Мира). В «Аполло» картины демонстрировались под аккомпанемент пианино, скрипки и виолончели. Кинотеатр был подключен к электричеству и считался одним из лучших и престижных в городе. Другой кинотеатр открылся на барже, поставленной на якорь на реке Вологде у Красного моста. У плавучего синематографа было одно большое преимущество. В случае необходимости баржа прицеплялась к пароходу и отправлялась «на гастроли» по деревням, расположенным по рекам Вологда, Сухона и Кубенскому озеру», - сообщает ЖЖ проект "Вологда - карта истории города".

Не менее интересна и история еще одного вологодского кинотеатра, известного современным вологжанам под названием «Салют». В далеком 1910 году некий господин Шрамм открыл синематограф в своем собственном доме и назвал его «Рекорд». Тогда там крутили немые фильмы под сопровождение живой музыки. После революции его переименовали в «Искру», а в 60-е годы после реконструкции он стал детским кинотеатром «Салют».

В советской Вологде кино любили, об этом говорит количество работающих кинотеатров, среди которых были «Родина» на улице Чернышевского, «Мир» в поселке Молочное, «Октябрь» на улице Лечебной, «Спутник» в Завокзальном микрорайоне и, конечно же, кинотеатр имени Ленинского комсомола, который открыл свои двери в 1971 году. Помимо всего прочего, посмотреть кино можно было в ДКЖ, Доме офицеров и даже в парке ВРЗ в летнем кинотеатре.

Крах индустрии

Однако после распада Союза в 1990-е годы российское кино находилось в упадке. А из-за дефолта 98-го и вовсе перестало финансироваться. Эти времена стали переломными и для вологодских кинотеатров, тогда из шести пришлось закрыть три, а «Ленком», «Салют» и «Мир» объединились в муниципальное учреждение культуры «Киноцентр «Вологда». Чего уж говорить о маленьких кинотеатрах в области, большинство из которых не смогли выжить в те непростые времена.

На протяжении 2000-х экраны телевизоров заполонили малобюджетные многочисленные сериалы на криминальную тему, а на замену мексиканским и бразильским сериалам, так полюбившимся женщинам, пришли мелодраматические сериалы, типа «Кармелиты».

С тех пор ситуация несколько изменилась – сегодня в России снимается много фильмов. Тем не менее, подавляющее большинство их носит лишь развлекательный характер. Такие картины не ставят перед зрителем глубоких вопросов, не наталкивают на размышления и не требуют выводов, они направлены в основном на коммерческие цели и не более. А иностранное кино пользуется огромной популярностью, занимая 80% от всего кинопроката.

Курс на восстановление

На прошедшем медиафоруме Общероссийского народного фронта (ОНФ) независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», проходившем в Петербурге, Президент России Владимир Путин признался, что в России существует серьезная проблема, связанная с прокатом отечественных фильмов. По его словам, на сегодняшний день утрачены очевидные преимущества, которые мы имели в Советском Союзе, в том числе, с точки зрения проката своей национальной продукции.

«У нас в малых населенных пунктах практически не осталось кинотеатров, что печально, и здесь всем нам, региональным властям, многое предстоит сделать, чтобы эту сеть восстановить», - сказал глава государства.

А восстанавливать их просто необходимо. Ведь в сравнении с советским временем, когда по стране работало порядка 70 тысяч киноустановок, сегодня в России существует не более полутора тысяч кинотеатров. Для такой огромной территории это катастрофически маленькая цифра. Сегодня посмотреть кино на большом экране могут только жители крупных городов, в то время как треть всего населения лишена такой возможности. Именно поэтому главной задачей, поставленной в этот Год кино, является программа по поддержке кинопоказа именно в малых городах. На эти цели в Фонд кино выделили 2,5 млрд рублей.

Вообще за этот год делается для российского кинематографа многое. Так, по поручению президента уже был составлен список из ста лучших фильмов для детей, которые были размещены на сайте культура.рф в бесплатном доступе и на сайте Минобрнауки. Планируется, что эти фильмы будут «крутить» в кинозалах для детей бесплатно. Еще одним уникальным проектом является оснащение кинотеатров специальным оборудованием, чтобы люди с плохим слухом и зрением также могли смотреть картины на больших экранах.

Интересный спецпроект подготовлен Министерством культуры совместно с онлайн-кинотеатром ivi. Это специальный обновляемый раздел в Интернете, где помимо онлайн-фильмов, можно ознакомиться с уникальными статьями и фотографиями, часть из которых ранее не публиковались. «Благодаря партнерству с онлайн-кинотеатром ivi теперь мы ждем наших зрителей не только в кинотеатрах, но и на просторах «всемирной паутины». Помимо демонстрации наших фильмов, мы хотим рассказать о неизвестных фактах из истории отечественного кинематографа, выдающихся артистах, режиссерах и сценаристах. Уверен, проект будет интересен самому широкому кругу зрителей», - говорит директор Департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации Вячеслав Тельнов.

«Мать России целой — деревушка»

Поспособствовать возвращению интереса к российскому кинематографу может и поддержка режиссеров, снимающих некоммерческие картины, скажем, о жизни деревни. Одной из таких является Мария Таранченко, презентовавшая свой новый фильм «Мать России целой — деревушка» в юношеском центре им. Тендрякова Вологды. Съёмки проходили в деревне Илатовская Великоустюгского района, а в название легли строки стихотворения нашего земляка Николая Рубцова. «Илатовская уникальна, но, как и другие наши деревни, она потихоньку умирает. Ее очень жаль, потому что там не дома, а терема, 19-й век, — рассказывает Мария Таранченко. — Как и любой документальный фильм, эта картина — обобщение, она о том, что такое есть наша вологодская деревня. Там очень драматическое звучание, но с надеждой, что все-таки деревня, в каком-то глубинном понимании, выстоит и будет развиваться».

Работа над фильмом длилась около двух месяцев. Мария Михайловна сама писала сценарий, озвучивала, выступала одновременно и режиссером, и ассистентом, и музыкальным редактором.

Серьезный шаг на пути к развитию именно вологодского кинематографа был сделан благодаря Председателю Союза кинематографистов России, кинорежиссеру, актеру, сценаристу, продюсеру и Народному артисту РСФСР Никите Михалкову. Напомним, что еще в начале года он письменно обратился к Губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову с просьбой возобновить работу представительства Союза кинематографистов России в Вологодской области, который был создан еще в 2002 году.

Как бы там ни было, а возвращать традицию ходить в кинотеатры именно на хорошее и качественное кино нужно. Ведь это не только возможность приобщить массового зрителя к искусству, но и незабываемые ощущения полного присутствия в картине, искреннего сопереживания героям, каких не даст ни один домашний телевизор, каким бы большим он не был.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Возвращение синематографа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру