Вологжане считают, что слишком многое подвергается рискам от продажи «УОМЗ»

Недоумение, и даже недовольство,вологжане выражают по поводу решений «сверху», из-за которых предприятие вновь вернули в аукционный список

Эти настроения вылились в то, что вологжане написали письмо на имя Президента и опубликовали его в открытых источниках. Под письмом было собрано 3029 подписей, которые и были отправлены вместе с обращением через Администрацию Президента 21 числа. Но сбор подписей не остановился.

Недоумение, и даже недовольство,вологжане выражают по поводу решений «сверху», из-за которых предприятие вновь вернули в аукционный список

Время идёт, а ситуация вокруг Учебно-опытного молочного завода остаётся неразрешённой, и обстановка накаляется всё сильнее. Недоумение, и даже недовольство,вологжане выражают по поводу решений «сверху», из-за которых предприятие вновь вернули в аукционный список.

Эти настроения вылились в то, что вологжане написали письмо на имя Президента и опубликовали его в открытых источниках. Под письмом было собрано 3029 подписей, которые и были отправлены вместе с обращением через Администрацию Президента 21 числа. Но сбор подписей не остановился.

Кому выгодно?

Как и в прошлый раз, в ситуацию включились журналисты. Так, на областном радио вышла передача, которая была посвящена новому витку в истории с заводом. Мнения звучали разные, правда, отличались они только степенью возмущения. Объединяло же их всех одно – протест против продажи «УОМЗ» ВГМХА». Приведём записи некоторых звонков.

«Во-первых, у меня вопрос: а кому это выгодно, что завод надо продать? И почему мешают работать нашему заводу?.. Недавно я слушала передачу Олега Кувшинникова об итогах года. Что мне понравилось – наш губернатор очень любит Вологодчину. Так вот пусть наш губернатор и защищает со всеми нами этот завод, потому что завод нам необходим. Это единственное предприятие, по-моему, государственное, которое у нас осталось. Посмотрите, пожалуйста, на «Прогресс», на ЖБИ, Судоремонтный завод вообще стёрт с лица земли! Вот это приватизированные предприятия. Вот это был у них хозяин, только не свой, а чужой. Это варвары. Так что, пожалуйста, губернатору такая просьба: защитить и не дать продать завод», - отмечает жительница Вологодского района.

К тому, что делает губернатор для УОМЗ, мы ещё вернёмся. А вот вопрос, кому выгодна продажа завода, волнует многих. И мало кто может дать достоверный ответ на этот вопрос. О торгах, как вы помните, и руководство завода, и академии узнало далеко не сразу. И появление информации о продаже УОМЗ на сайте РАДа, буквально повергло в шок всех.

«Мы этим делом занимаемся в течение последних двух недель. Я надеюсь, что мы всё- таки добьёмся (ответа). Всегда если есть какие-то действия, значит нужно понять – а кому это конкретно нужно? И для чего?», - подчеркнул Сергей Молотов.

Миллиард спасёт страну?!

К примеру, глава Молочного союзаРоссии, она же – председатель Совета директоров «УОМЗ» ВГМХА»Людмила Маницкая справедливо заметила, что продажа завода вряд ли спасёт экономику страныв сумму чуть больше миллиарда. Поэтому возникает вопрос –кто же так сильно уверен в том, что продажа успешного предприятия сильно поправит ситуацию в стране в целом.

«Я узнала об этой ситуации в новогодние каникулы, хотя совещание прошло 29 числа. Ну что, Правительство решило все-таки избавиться от учебных хозяйств, в том числе и Вологодское предприятие, несмотря на его уникальность, несмотря на то, что  это единственная учебная база академии имени Верещагина. Несмотря ни на что. Я так думаю, что в надежде на то, что это существенно поправит экономику страны. Смешно, правда, да? Вот, каким-то образом миллиард спасёт нашу страну. И мы потеряем наше уникальное предприятие, учебную базу, мы потеряем марку «Вологодское масло». Считаю, что это несправедливо, мы всё-таки будем бороться за это предприятие, мы уже написали открытое письмо Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину, а также председателю Правительства и так далее по списку всем тем людям, от которых это может зависеть. Надеемся на успех и продолжаем думать, что нам делать в этом направлении... У меня такое впечатление, что мы лоббируем интересы какого-то одного человека», - сказала Людмила Маницкая.

Цена, по которой завод выставлен на торги, действительно, невелика. Это сразу отмечала депутат Законодательного Собрания Вологодской области Марина Денисова (которая, кстати, тоже присутствовала в радиоэфире ГТРК). На это же обращает внимание и ещё один неравнодушный вологжанин, позвонивший в эфир программы –депутат законодательного собрания области от КПРФ, доктор экономических наук, Михаил Васильевич Селин:

«Что смущает жителей поселка Молочное. Во-первых, если это не будет учебно-опытный молочный завод, то что новый инвестор будет делать с учебным процессом? У нас сегодня есть очень хорошие отношения между заводом и академией, студенты всегда там моли проходить производственную практику, мы готовили всегда хороших специалистов.  Народ, конечно, возмущён, потому что тот инвестор, который придёт,  будет явно не заинтересован и будет делать всё, чтобы не было учебного процесса на заводе. Во-вторых, возмущает нас цена, по которой будет продан завод. Это очень смешная цена, потому что, работая по проектам экономики, я знаю, что стоимость только оборудования – 32 миллиона евро, это 2,5 млрд рублей, а на аукцион – за 1 миллиард. Как минимум, этот завод стоит 4 млрд рублей. Мы были поражены, что государство так безрассудно хочет расстаться с заводом».

Левая рука не знает, что делает правая

Остро встаёт и вопрос кадров, ведь нет никакой гарантии того, что новый собственник предприятия будет так же допускать на практику студентов ВГМХА. По словам Марины Денисовой, передача предприятия в частные руки не приведёт ни к чему хорошему.

«Частник не захочет тратить свои средства на организацию учебного процесса, который является обязательной составляющей именно данного завода. Этот завод является единственным в России заводом, который обучает за свой счёт студентов» - отметила в эфире областного радио Марина Денисова.

И снова сами вологжане справедливо видят несоответствие в целях и решениях федерального Правительства.

«Я хотел бы обратить внимание на то, что вверху левая нога не знает, что делает правая. В пятницу, по-моему, Президент проводил встречу с Агентством стратегических инициатив, где как раз рассматривался вопрос подготовки квалифицированных кадров. И мы вопреки тому, что кадров нет, что это уникальная кузница кадров для аграрного сектора, возвращаемся снова, чтобы этот миллиард потом неизвестно, куда пустить. Я думаю, что нашим депутатам надо наиболее активно выходить на правительство вплоть до выражения недоверия за такую неграмотную работу, а может быть и не только неграмотную… », - комментирует Евгений Ильич житель деревни Топорняиз Кирилловского района.

«Ведь действительно, Президент сказал о том, что нужно соединить учебные заведения, институты с предприятиями и выпускать таких специалистов, которые не только на бумаге являются настоящими выпускниками, а которые владеют профессиональными навыками. И завод, и академия – прямое подтверждение тому, что уже сделано», - добавляет Марина Денисова.

Конечно, возникает вопрос: если нам нужны кадры, то зачем подвергать рискам кузницы этих самых кадров? Как говорит ректор ВГМХА Николай Малков, их новость о продаже УОМЗ, скажем так, не привела в восторг. По его словам эта затея, кажущаяся на первый взгляд выгодой, создаёт очень большие риски в подготовке специалистов. «Мы и сейчас получаем количество заявок по трудоустройству больше, чем выпускников. Я переживаю, что рухнет эта связь. Если этой связи не будет, единения производства и вуза, то качество подготовки специалистов потеряется», - отмечает Малков.

Ведущий передачи на ГТРК Алексей Сальников копнул глубже –можем ли мы лишиться академии, если потеряем завод?

«Дело в том, что потерять всегда легче, чем найти. И как только процесс разрушения становится основным, он неизбежно затрагивает и все остальные составляющие системы. На сегодняшний день система очень благоприятная и очень способствует тому, чтобы и завод, и академия выполняли свои функции. Давайте уберём большую, производственную половину. Через завод происходит не только организация практики технологического факультета, здесь и сырьевая  зона, здесь и другие направления, здесь и дальнейшая перспектива развития. Я думаю, что и в системе образования сейчас достаточно проблем, которые самостоятельно решить будет очень непросто. Когда есть завод, тогда можно сделать экспериментальный цех, тогда можно организовать какие-то процессы. Ну давайте уберем сначала первый этап, за ним последует второй, третий… Я не хочу делать каких-то мрачных прогнозов, но и позитивных здесь, на мой взгляд, не просматривается. После того, как с заводом будет покончено, ну, не знаю, что будет дальше…», - многозначительно ответил Сергей Молотов.

Ведь, по словам генерального директора УОМЗ, «бизнес всегда идёт по пути, который ему наиболее выгоден». А брать на практику студентов за свой счёт совсем невыгодно. Возможно, новый частник предложит проходить практику на возмездной основе, и тогда вопрос закроется окончательно, ведь где академия возьмёт столько денег? И мы снова упираемся в неизвестность: что будет потом?

«Поставьте на весы 40 000 специалистов, которых подготовили, и миллиард рублей, и посмотрите, что будет больше», - такие расчёты предложил сделать Сергей Молотов. Наверное, всякий поймёт, что ценнее.

«Вологодская приманка»

Другим вопросом, который волнует вологжан, является то, как отразится смена собственника на качестве продуктов. Жители области приводят вполне конкретные примеры, когда передача предприятий в частные руки крайне негативно сказывалась на его работе. Один из комментариев по этому вопросу приведён в начале материала (где вологжанка говорит о том, что было с «Прогрессом»). А это мнение череповчанки Юлии:

«Мы, череповчане, очень обеспокоены тем, что завод хотят приватизировать. Потому что мы в полной мере научены приватизацией – у нас был свой Череповецкий молочный завод приватизирован. И сначала это привело к ухудшению качества продукции, потом – к исчезновению продукции на полках города и другим проблемам. И конечно, нам хочется, чтобы было сохранены и производственные мощности вашего завода, потому что мы с удовольствием покупаем продукцию предприятия, и чтобы дети могли дальше учиться и перенимать традиции своих предков на учебной базе молочного завода. Поэтому, конечно, мы выступаем за то, чтобы завод остался государственным, и чтобы удалось избежать необдуманных решений».

Если завод потеряет качество продукции, известный во всём мире бренд «Вологодское масло» тоже может «потеряться».

Хотя именно этот бренд, по словам Сергея Молотова, стал основной приманкой для покупателей (или покупателя?)

«Дело в том, что именно бренд «Вологодское масло», наверное, является основной приманкой, которая вызывает наибольший интерес. Если посмотреть те примеры, которые связаны с различными фальсификациями этого продукта, то, скажем так, «экспонаты этого музея» уже давно перевалили за 2-3 сотни. Желающих выпускать нечто похожее на масло под этим брендом всегда было очень много. Поэтомуто, что здесь возникнет очень жёсткая и серьезная ситуация с фальсификатом, я гарантирую», - отметил генеральный директор УОМЗ.

Неподведённые итоги

Итак, что мы имеем? Под угрозой: бренд «Вологодское масло», выпуск высококвалифицированных специалистов молочной отрасли, качество вологодской молочной продукции, будущее «УОМЗ» ВГМХА».

«Вместо того, чтобы работать и заниматься привычным для нас делом, мы опять занимаемся тем, что доказываем каждый раз одно и то же: что завод нужно оставить, завод нужно сохранить. Я никак не могу понять, зачем ломать то, что работает, приносит прибыль, что само по себе потребовало  огромного труда», - говорит Сергей Молотов.

Что будет дальше, остаётся загадкой. Принесут ли пользу многочисленные письма, направленные во всевозможные инстанции? Возможно, принесут. И мы на это надеемся.

«Есть жёсткая позиция Министерства финансов и Министерства экономики, они ратуют за продажу и исполнение плана приватизации. Ольга Дергунова, Глава Росимущества, возможно, и пострадала из-за поддержки позиций регионов. Моя позиция остаётся неизменной. Но я работаю в государственной вертикали и идти в лобовую не могу. Письма о защите предприятия мною написаны во все инстанции. Я считаю, что такие крупные общественные движения как ОНФ могут донести информацию до своего лидера, и с их помощью мы отстоим наш завод. Я разговаривал с сопредседателем ОНФ на прошлой неделе и подтвердил свою позицию в отстаивании предприятия", - сказал Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

На сегодняшний день завод работает в обычном режиме, держит планку высокого качества, но вопрос о будущем предприятия и его сотрудников – не ясен.

Дорогие читатели! Если вы считаете, что готовы поддержать собственного производителя – присылайте ваше мнение в редакцию, спасибо вам за поддержку!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Приманка брендом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру