Праздники: старое и новое

Говорят, что праздника чем больше, тем лучше. Особенно это актуально для русского менталитета

К примеру, начало купального сезона у славянских народов ассоциировалось с днем под названием Аграфена Купальница. А в нашей губернии в этот день для нищих выставляли столы с постными блюдами. Причем ели они все исключительно за счет деревни, а их количество порой достигало трехсот человек.

Говорят, что праздника чем больше, тем лучше. Особенно это актуально для русского менталитета

Говорят, что праздника чем больше, тем лучше. Особенно это актуально для русского менталитета. Еще с языческих времен наш народ любил устраивать увеселительные мероприятия: будь то окончание зимы или собирание цветов.

К примеру, начало купального сезона у славянских народов ассоциировалось с днем под названием Аграфена Купальница. А в нашей губернии в этот день для нищих выставляли столы с постными блюдами. Причем ели они все исключительно за счет деревни, а их количество порой достигало трехсот человек. В этот день было принято всю ночь, сняв с себя одежду, копать полезные коренья или искать клады. А в окрестностях Кириллова в этот день девушки, надевая лучшие платья, ходили по домам и просили подарить им девичьи украшения.

Языческие традиции в христианстве

Вообще начальный период нашего славного города изучен весьма слабо. Очень мало исследователей смогли отыскать в закоулках истории сведения о том, как и что праздновали языческие вологжане. Но одним из таких авторов является Александр Тарунин. В серии своих статей он описывает некоторые из обрядов, свойственных именно нашему краю.

Например, празднование Семика, иначе именуемого Русалкиным Велик-днём. Название происходит от того, что отмечался он в четверг на Русальной неделе.

И вот тут есть примечательный момент: на этой самой неделе вологжане поминали «заложных «покойников» у Убогих домов». А время проведения совпадало с Троицким циклом христианских праздников.

И вообще в этом случае очень легко прослеживается, как христианская традиция переняла языческую. Ведь Троица впоследствии стала ориентироваться именно на русальную неделю.

Семик – иначе троицкий четверг, Русалкино заговенье - первый день Петрова поста.

При ближайшем изучении вылезают на поверхность и другие совпадения. Как известно, православные христиане в Троицу украшают дома и храмы зелеными веточками березы и цветами. Эту традицию связывают с Ветхозаветной Церковью, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память о Синайской горе, где все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали. Сионскую горницу, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время тоже украшали ветвями деревьев и цветами. Однако примечательно то, что еще до прихода христианской традиции на Русь, в Вологде в это время девушки «приносили домой березовые ветки в качестве оберега от злых сил». А также собирали цветы для украшения домов, «купались и завивали березки, гадали по плывущим венкам и водили веселые хороводы, умывались березовым соком». И вообще весь этот период именовался «зелеными святками». Так что, вполне возможно, что это не совпадение, и праздник Троицы ведет свое начало именно от языческих «русалий».

Променяли Ивана на Иоанна

А затем шел всем известный, отмечающийся где-то до сих пор, самый главный праздник язычников «разгульный Иван Купала», или день летнего солнцеворота. Александр Тарунин так пишет о нём: «В этот день на холмах, на берегах рек и озер с помощью живого огня разводились большие костры, через которые прыгала молодежь и вокруг которых устраивались игрища, пляски и хороводы. Участники празднества поутру умывались росой, обливались водой и купались в реках, завивали венки, украшали жилища зеленью, сжигали чучело ведьмы и отыскивали ночью волшебные травы». Женщины в этот день рано утром «черпали росу», то есть проводили чистой скатертью по траве, и, выжав влагу, умывали ей лицо и руки.

Как известно, уже существовавшая в то время христианская церковь запрещала такие обычаи, считая их «бесовскими». Для этого даже был создан праздник Рождества Иоанна Предтечи, чтобы изжить в народе языческую традицию. Любопытно даже само совпадение имен: Иван и Иоанн. В Вологде храмы православного святого построили на местах, где исконно жгли купальские костры: в Дюдиковой пустыни – недалеко от города на левом берегу Вологды, и в Рощении – на месте языческих поклонений, простиравшемся от берега реки Вологды до Сенной площади.

Вологодский исследователь приводит слова из Стоглава: "в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми и песньмисотанинскими... И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великимкричанием, аки бесы омываются росою". Но лишить славян самой мистической ночи в году так и не удалось, еще очень долго она сохранялась, несмотря ни на что.  Как впрочем, и Масленица. В наши дни она отмечается так же широко, как и сотни лет назад. Всю неделю вологжане пекут блины, и каждый год в последний день устраивают традиционные гулянья, кулачные бои ("бьющеся дрекольем до самыя смерти") и сжигают огромное чучело на реке. В общем, весь комплект языческих традиций. Правда, и Масленица тесно связана с христианством. В славянской традиции масленичное воскресенье называли целовальником или заговинами маслеными. Было принято просить прощения у родственников, ходить на кладбище. Ведь впереди ждал Великий пост. Не будем даже рассказывать, как дело обстоит в православии, ведь традиции совпадают вплоть до мелочей.

Наш край вообще был славен на праздники, особенно на святочные. Александр Тарунин пишет: «О том, что в Вологде "всегда шумно и весело проводились святки", сообщает нам в своем "Дневнике писателя", вышедшем в 1907 году, Л. Александров. Языческое название зимних святок - "коляды". Этот 12-дневный праздничный цикл включал в себя целую череду древних языческих обрядов: ряженье, изготовление кутьи, девичьи гадания о суженом-ряженом, колядование, обходы домов, посиделки, общесемейные трапезы, ритуальное сожжение соломы, прославление Авсеня и т. д.»

Пришло время разобраться и с главными христианскими праздниками Рождеством и Пасхой. У славян первые шесть дней Нового года была посвящены "волохатому" скотьему богу. Отсюда берет свое начало и понятие «ряженье». А завершались они "волосовым днем", отмечавшемся 6 января – современный сочельник. С Пасхой еще проще: например, традиция красить яйца пошла именно из язычества. «Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу символизировало возрождение через преодоление смерти. Принося яйца в жертву духам и божествам, их первоначально обмазывали кровью животных и лишь затем начали окрашивать в какие-либо яркие цвета и покрывать росписью (писанки)», - пишет вологодский исследователь.

Новое - это хорошо забытое старое

А вот в царской России праздники тоже любили, но единого общенародного календаря выходных и праздничных дней не существовало. Ведь праздники в официальном календаре распространялись только на служащих гражданских ведомств и учреждений, учащих и учащихся гражданских учебных заведений. Для остальных категорий населения подготавливались специальные правительственные документы, в которых определялись «дни отдыха».

На смену монархии в нашу страну пришел режим, где праздники поменяли свою «родословную» и стали успешным политическим проектом. Праздничный календарь на протяжении советских времен менялся не один раз, а вместе с ним содержание и восприятие этих дат населением.

«Время советов» ушло, однако праздники, отмечавшиеся в те времена, легли в основу календаря сегодняшней страны.

У нас нет возможности узнать, что думали язычники о насаждении им новых традиций и обычаев, но подобная ситуация, на наш взгляд, повторилась и в случае смены советских «красных дней календаря» на российские выходные. Чтобы узнать мнение современных вологжан, мы провели опрос. Он показал совершенно разные мнения: кому-то хочется вернуть советские праздники, ведь «они были веселей», а кто-то считает, что они «вообще никуда не уходят».

«Из советского прошлого остаются самые сакральные, такие как Новый Год (до СССР активно не отмечался), 9 мая, 23 февраля и 8 марта. А наиболее узнаваемые праздники времен Российской империи, наоборот, вводятся, например, рождество, пасха. Это укладывается в канву новой парадигмы государственной идеологии, точнее одной из ее частей - объединение в народной памяти периодов имперского и советского. Признание того факта, что и первое, и второе - неразрывные части единого процесса государственности России», - делится житель Вологды.

Но все же, чем дальше мы уходим от времен нашего детства и юности, тем менее актуальными становятся и те события, что отмечались. И государство придумало альтернативу, введя новые уже российские праздники. Так, в СССР 7 ноября отмечался Государственный праздник «День свершения Октябрьской революции». Как известно, выходными считались 7 и 8 ноября, и производство работ в эти праздничные дни воспрещалось на всей территории Союза. Но после «развала» начали постепенно вытеснять суть события. Сначала 8 ноября стал рабочим днём, затем 7 ноября стал Днем воинской славы, затем Днем согласия и примирения. А с 2005 года в связи с учреждением нового государственного праздника — Дня народного единства — 7 ноября вообще перестал быть выходным днём. И на смену этому событию пришло новое – 4 ноября - «День народного единства».

С «Днем России» тоже дело обстоит интересно. Датой этого праздника считается 12 июня - день, когда была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а через год на выборах президента победил Борис Ельцин. Наверное, было бы лучше выбрать для «Дня страны» какую-то более глубокую историческую дату, ведь в памяти еще огромного количества россиян, любивших «Союз», этот день является скорее трагическим, чем праздничным.

Статистика подтверждает: День Великой Октябрьской Революции до сих пор празднуется 36 % населения России. И не каждый россиянин может сходу вспомнить наименование праздника, отмечающегося 12 июня.

Это говорит о том, что советские праздники очень прочно вошли в сознание народа, как когда-то языческие. И это неудивительно, ведь чтобы праздник укоренился, он должен быть очевидными и понятными для большинства граждан.

Каждому…по празднику

Помимо не сильно близких к сердцу россиянина новых государственных праздников, среди молодежи начинают отмечаться западные праздники. Такие, как Хэллоуин, День Святого Валентина, или недавний «День отца».

Конечно, внедрение в нашу жизнь таких праздников выгодно предпринимателям, ведь они приносят немаленькую прибыль от продажи сувениров. Но всем ли по душе «иностранщина», о сути которой большинство даже не догадывается?

Мнения в таких вопросах расходятся. Жительница Вологды Светлана говорит: «Чем больше традиций других стран и народов мы впускаем в нашу обособленную жизнь, тем эта наша жизнь становится более яркой и наполненной. Поэтому я считаю, что все праздники имеют место быть».

А молодой человек, выросший в Вологде, но уехавший в другой город, считает, что Хэллоуин и День Святого Валентина далеко не везде отмечаются. «Все зависит от региона, есть места, где эти праздники не распространены, даже среди молодежи», - делится Юрий.

С «Днем матери» вообще все проще: большинство вологжане считают, что если есть такой, то почему бы не быть «Дню отца». «Чем больше праздников в нашей скучной и серой жизни, тем лучше! Но я, как человек, выросший в советской стране, грущу по советским праздникам, ведь это моё детство и юность», - делится с нами жительница города Светлана.

В заключение хочется сказать, что поколения сменяют друг друга, как и праздники в нашей стране. И на сегодняшний день дело обстоит так, что каждый житель может выбрать для себя события, которые ему по душе. Все зависит не только от государства и вероисповедания большинства, но и от самих граждан.

На смену языческим праздникам пришли христианские, на смену им советские, которые затем вытеснили российские. Все течет, все изменяется, но главное заложено не в празднике, а в людях, отмечающих его. Чем отзывчивее, сердечнее и добрее будут россияне, тем прекраснее станут и сами праздники, ведь согласитесь, всегда приятно получать подарки от дорогих людей, а дарить ещё приятней. Поэтому, чем больше у нас будет поводов для этого, тем теплее станет на душе. Ведь как сказал Иоганн Вольфганг Гёте, «мы век проводим за трудами дома, И только в праздник видим мир в очки». Так почему бы не раскрашивать наши трудовые будни чаще. И пусть поводом будет языческий Триглав, христианская Троица, советский День октябрьской революции или российский День народного единства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 4 ноября 2015

Заголовок в газете: Всякая душа празднику рада

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру