Какой демографическая ситуация была в прошлом столетии и какой она стала сейчас

Число разводов за первую половину прошедшего года составило примерно 400 на 1000 браков

Если учесть тот факт, что современная молодежь практически весь день и ночь проводит за гаджетами и в соцсетях, то этот способ знакомства может в будущем стать для них единственным. А раньше знакомства и встречи молодежи, предшествующие бракам, происходили "на досуге, гуляниях и праздниках"

Число разводов за первую половину прошедшего года составило примерно 400 на 1000 браков

Сегодня понятие брака и семьи принято сравнивать скорее с поиском своей «второй половинки», с нежными или страстными чувствами. При этом мало кто, вступая в брак, готов стопроцентно гарантировать, что проведет  с этим человеком всю жизнь, не смотря ни на что. В России и в этом вопросе любят полагаться «на авось». Поэтому в современном обществе так много разводов. С одной стороны, это определенная свобода, характерная для демократического государства, а вот с другой – нежелание или неготовность взять на себя полную ответственность за вступление в брачный союз. При этом разводятся люди вне зависимости, есть у них дети или нет. Что, конечно же, печально, ведь дети чаще всего страдают в этих случая всегда.

Почему много разводов?

Несколько лет назад в прессе прошла информация, основанная на данных исследования ООН. Так вот, согласно этой статистике, именно россияне разводятся чаще, чем жители любой другой страны.  Это подтверждают и цифры: число разводов за первую половину прошедшего года составило примерно 400 на 1000 браков, а это 40% от общего числа. И статистика эта только растет. У нас в регионе за прошедший год было зарегистрировано 1804 акта о расторжении брака, что равняется почти 50% от количества зарегистрированных союзов. По сравнению с прошлым годом, разводов все же стало меньше, но, тем не менее, показатель распада отношений очень высок. Ситуация за прошедший век поменялась в этом плане кардинальным образом. Мы решили посмотреть, что произошло с обществом, а именно с институтом семьи за прошедшие столетия, и почему в Вологодской губернии браки были намного крепче, а разводы -  редким исключением из правил. Пробежаться по истории нам помогли материалы монографии «Русский Север: этническая история и народная культура. ХII-ХХ века» под редакцией доктора исторических наук Ирины Владимировны Власовой. Углубляться в века мы не стали, а решили взять для сравнения материалы, относящиеся к не столь далекому XIX столетию.

Вологодские «повады»

Сегодня все больше молодых людей знакомятся в интернете: на сайтах знакомств, в социальных сетях. Это удобно, ведь познакомиться со «второй половинкой» можно и находясь на работе, и коротая вечер дома. Если учесть тот факт, что современная молодежь практически весь день и ночь проводит за гаджетами и в соцсетях, то этот способ знакомства может в будущем стать для них единственным. А раньше знакомства и встречи молодежи, предшествующие бракам, происходили «на досуге, гуляниях и праздниках, время которых было четко определено в годовом аграрном цикле крестьянской жизни». Осенью и зимой вечерами устраивались деревенские посиделки, как говорили на Вологодчине «повады». Молодежь нанимала «просторную избу, где и собиралась ежедневно – девушки прясть, парни для увеселения». Летом же досуг проходил на гуляньях-хороводах. «В тотемских деревнях девичьи посиделки устраивались поочередно в избах, зимой – с прядением кудели, с игрищами на Рождество и Крещение».
Тогда девушки и парни уже могли встречаться до свадьбы, и вместе проводить свободное время. Встречи молодых людей уже не считались такими предосудительными в глазах общественного мнения, как в предшествующие века. И молодому человеку теперь позволялось ухаживать, по-вологодски - «заниматься» с девушкой, на которой он собирался жениться. «В это время с ведома родителей молодые могли делать друг другу подарки: девушки дарили пояса, вышитые полотенца, парни – платки или кольца. На летних гуляньях и зимних вечеринках такая пара могла танцевать только друг с другом». Если же что-то шло не так, то мог произойти «разрыв занятия», расставание по-современному.
Отношения между парнями и девушками на встречах и гуляньях, как отмечали многие наблюдатели, были «упрощенные, но сдержанные» и «без разврата, как в фабричных местах».

Какую невесту выбрать сыну?

Но, не смотря на совместное времяпрепровождение молодых, вступать в брак без воли родителей было не принято. При этом расчет играл, пожалуй, основную роль в выборе супруги вплоть до XX века, потому что упоминания о разрешении родителей на брак детей есть даже во второй половине XIX в. В то время упоминаются такие строки: «Раньше было так. Девка поглянулась – иди к отцу. А то, глянешься ты или не глянешься ей, – второе дело».

При выборе же невесты родители сына смотрели на нее, как на товар. Как говорится в документах старых времен, «покупали» работницу в дом. Необходимым условием считалось, чтобы невеста была работящей, ведь жена мужу нужна была не для утех, как сейчас, а для ведения хозяйства. «Подобное отношение иногда приводило к тому, что «не обращали внимания ни на лета, ни на какие ее достоинства». Критерии, стоит отметить, у родителей жениха были разные. Чаще всего выбирали, конечно, «крепких, выносливых, высокорослых невест», чтобы могли «косить, жать, молотить, наряду с мужчинами». Но вот, например, в Кадниковском уезде, где жили зажиточно и «на городской манер», «приискивали красивых женщин, на которых женили сыновей, чтобы не измельчало потомство».

В наше время еще есть семьи религиозные или самобытные чаще всего по причине принадлежности к какой-то народности. Девушка из кавказской семьи, которая уже давно живет в Вологде, поделилась: «Я, конечно, могу общаться с молодыми людьми, но родители не приветствуют это. Считают, что не положено дружить девушке с парнями. Мало ли что подумают. Мой папа часто говорит: «Вот приедет свататься достойный жених с родней, а им скажут, что его дочь с парнями гуляла, какая мать для своего сына захочет такую жену, они не станут разбираться, где правда». У всех наших друзей и родственников так же, не смотря на то, что мы в Вологде с детства». Но это не очень распространенный вариант в современном обществе, большинство россиян все же самостоятельно решают, какой будет их будущая семья и будет ли она вообще.
 

Неужели без греха?

В современном обществе можно не просто встречаться, но даже жить вместе до свадьбы, чтобы «узнать друг друга получше». Раньше все было, как мы уже успели узнать, строже, однако времяпрепровождение молодых не всегда ограничивалось посиделками. И бывало, приводило  к добрачным связям. Об этом свидетельствуют описания поведения вологодской молодежи. В одних деревнях считали, что «рожать девице» – большой грех, а где-то «девиц, приживших детей, общественное мнение клеймило позорным прозвищем, и им редко удавалось после этого выйти замуж, если только за солдатов или старых вдовцов». Сегодня же родить вне гражданского брака (да-да, гражданский брак – это, как раз, официально зарегистрированный союз, а не сожительство, которое принято так называть) таким уж зазорным не считается. Нам удалось провести сравнительный анализ того, как обстояло дело с рождением детей до брака и в нем в конце XIX века и в наше время на Вологодчине. Разница в числах поражает: если за 1891 год родились незаконнорожденных 2225 от общего количества 61622 детей(!), то за 2014 вне брака родились 4 315 из 16 169 всех малышей.

Отец – не муж

Согласно современной статистике, последние годы вологодские мужчины хотят быть отцами, но не мужьями. Мы выяснили это, сравнив количество актов установления отцовства. Это ситуация, когда у ребенка имеются оба родителя, но они не состоят в браке, и отец берет на себя обязательства по материальному содержанию ребенка и активному участию в его воспитании. Так вот их количество за последние два года далеко не маленькое и практически совпадает. С одной стороны, это говорит, что люди стали серьезнее относиться к воспитанию ребенка. А с другой, что большое количество людей воспитывает детей, не находясь в браке. Это распространенная ситуация в современном обществе. И в XIX веке в нашей губернии, конечно, были в семьях и сводные дети при повторных браках, и дети незаконнорожденные. Но вот и то, и другое в сельской среде случалось редко, ибо общественное мнение осуждало эти явления. «Участь матерей, имевших незаконнорожденных детей, оказывалась тяжелой, а такие дети не имели в семье равных прав с детьми, рожденными в браке, и всю жизнь подвергались насмешкам, а иногда и оскорблениям».

Курс на многодетность

Радует, что сегодня рождаемость в нашем регионе хотя бы стабильна: на 1 июля 2014 года было зарегистрировано 2967 малышей, а за 2015 год - 2959, что всего на 8 детей меньше. В наши дни родителей на рождение детей мотивирует государство, проводя определенную политику, нацеленную на поддержание матери. Создаются экономические условия, благоприятствующие многодетности. Ведь для того, чтобы люди стремились родить и воспитать как можно больше детей и чтобы дети были желанными, родительский труд должен материально вознаграждаться. Уже 8 лет в нашей стране семьям, в которых родился второй ребенок (либо третий и последующие дети) оказывается государственная поддержка. Так, по данным Пенсионного Фонда, сегодня в Вологодской области выдано уже 50 тысяч сертификатов на материнский капитал, из которых большинство направлено на улучшение жилищных условий. А его размер в этом году составил 453 тысячи рублей.
А вот 2-3 сотни лет назад никакой мотивации было не нужно. Ведь убеждение в необходимости «продления своего рода, в воспитании детей и передаче им веками накопленных хозяйственных навыков и нравственного опыта» впитывалось, можно сказать, с молоком матери. Иметь детей, особенно в крестьянской среде, представлялось крайне важным, и каждая семья была нацелена на то, чтобы вырастить себе смену. В XIX веке в Вологодской губернии заключалось примерно 10 тысяч браков, в которых рождалось 59 тысяч детишек, примерно по 5 детей. А количество браков, заключенных в прошлый год и более 100 лет назад практически совпадает, только вот на эти же 10 тысяч родились 16 тысяч детей, что меньше чуть ли не в 5 раз. Хорошо ли это или плохо, судить мы не беремся, но то, что поменялось отношение к семье как таковой, это точно.

В семье не без развода

Сегодня по своему желанию можно не только заключать браки, но и расторгать их, в случае если супруги решили, что семью построить у них не получится. Раньше на Вологодчине браки вообще «не расторгались по чьему-либо желанию (для этого были необходимы исключительные причины и решение Синода), а поэтому в крестьянской среде не наблюдалось разводов и заключения повторных браков». Были, конечно, редкие исключения, но в основном они касались случаев, когда жена уходила в монастырь или была уличена в супружеской неверности.  Подобный случай произошел в 1899 году «состоялся развод в одной семье в Кадниковскому. Из-за измены жены мужу». Хотя неверность супругов друг другу была очень редкой и вызывалась долгим отсутствием одного из них или сильным «чувством ненависти». Вместе с тем, «прелюбодействия» на Вологодчине считались позором. Никто не спешил разрывать семейные узы, ведь повторно заводить семью тоже не приветствовалось. Это сейчас второй и последующий браки никого не удивят. Да и с таким количеством разводов иначе и быть не может. А вот еще в начале XX в. такие союзы были в основном «браками вдовых людей». Такие браки совершались, как «сообщалось из Череповецкого и Грязовецкого уездов, не по любви, а по необходимости, из-за недостатка рабочих рук. Проходили они без сватовства и свадебных обрядов».
Повторно и по своей воле жениться могли только вдовцы, «ибо ведение крестьянского хозяйства требовало наличия в доме и мужских, и женских рабочих рук. Такой брак отмечен в Писцовой книге вотчин Вологодского архиерейского дома: «Двор пуст Андрея Агеева (прим., умер), а жена его вышла замуж в д. Паново за Якимку Микифорова».
В целом в Вологодской губернии, по статистике, в конце XIX в. в браке состояли 62,4% мужчин и 56,38% женщин, и разведенные во всех группах составляли сотые доли процента.

Сохранить любой ценой
 

В нашей стране регистрация брака – огромный праздник. Гуляют по такому событию чаще всего «на полную катушку». И дни для этого выбирают памятные.  Никто в этот момент не думает, что, возможно, через год или даже через 15 лет, этот день снова повторится, но рядом с другим человеком. Проанализировав изученный материал, причина изменений видится нам в отрыве от семьи в целом. Молодые не опираются на мнение родителей. Дети, которые рождаются впоследствии в их семье, не кажутся им весомым поводом сохранить брак. Общество больше не порицает интимные отношения вне брака. Дошло даже до того, что некоторые психологи призывают иногда изменять, чтобы союз был крепче. Ответственность и долг меркнут перед желанием личного счастья. Ощущение того, что супруги – это единое целое, уходит, сейчас все чаще каждый сам за себя. Семья издревле держалась на авторитете мужа - отца, ведении хозяйства жены - матери и продолжении ими своего рода. В прошлом веке с Революцией к нам пришла свобода. Не только от царского режима, но и от устоев и принципов. Конечно, в этом есть положительные стороны: общественные взгляды стали шире и свободнее, у каждого человека есть возможность проходить обучение, читать любую литературу, заниматься научной и творческой деятельностью, а не только косить траву и печь хлеб. Эпоха патриархата и невежественности исчезла. Но и плюсы, присущие тому строю, тем мироощущениям, укладу и порядку исчезли вместе с ней. Нам остается не забывать, как жили наши прадеды, читать и изучать факты прошлого. Сравнивать их с сегодняшним положением дел и понимать, где и когда совершаются ошибки. И пытаться сохранить и передать своей семье те моральные нормы, что скрепляли брак раньше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2015

Заголовок в газете: Брак и семья: от прошлого к настоящему

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру