О том, почему в Вологде появился памятник электрическому фонарю

Всякой вологжанин знает памятник "писающей собачке"

К 1870 году Вологда освещалась 270 шандориновыми и 50 керосиновыми фонарями. Согласно докладу, поданному Вологодской городской управой в городскую думу, по итогам девяти месяцев последнего осветительного сезона шандориновые фонари оказались менее экономичны, многие их них, повреждённые вспышками шандорина в лампах, требовали ремонта.

Всякой вологжанин знает памятник "писающей собачке"

Этот памятник расположен возле пешеходного моста через реку и Вологодского театра кукол. Фонарь тот действующий. У подножья столба примостился пёс… И разумеется, у фонаря - дедушки вологодской электрификации - был свой дедушка…

Конопляное масло

30 сентября 1809 года в Вологодской городской думе было заслушано сообщение полиции, которым требовалось «на назначенных… местах для освещения здешнего города поставить фонари незамедля». Всего по предписанию предстояло установить тридцать фонарей: двенадцать - при караульных будках, три – при заставах, три – при съезжих дворах (т.е. полицейских управах), по три – на двух плавучих мостах, четыре – на Каменном мосту и, наконец, два – на площади против Губернаторского дома (ныне ул. Ленина, 19а). Установка фонаря вместе со столбом обходилась городу в 4 рубля. Помимо этого на каждый фонарь требовался пуд (около 16.3 кг) конопляного масла и фунт (примерно 0.4 кг) фитиля.

Сами фонари, хранившиеся в полицейском управлении, починили ещё в 1808 году, а вот по вопросу установки столбов, навески фонарей и снабжению их необходимым количеством масла и фитиля дума обратилась к населению. Всякий желающий мог на специальных торгах назначить свою цену и получить подряд на работы. Проект, судя по всему, был реализован в 1810 году…

Во второй половине XVIII века масляные фонари Петербурга горели с 1 августа по 22 апреля «от сумерек до трёх часов за полночь». В полнолуния их разрешалось гасить раньше - по восходу Луны. Для освещения требовалось использовать «лучшее конопляное масло и бумажную светильню (т.е. фитиль) по запечатанному в думе образцу». Штатным фонарщикам (кроме зажигания и гашения) надлежало содержать фонари в чистоте и исправности. Вероятно, в Вологде придерживались правил уличного освещения, близких к столичным.

За освещение городские власти обязывались выплачивать подрядчикам ежемесячно сумму, зависевшую от количества горевших фонарей, поскольку в обязанности подрядчиков входило также увеличение числа фонарей по указанию городской думы.

По-видимому, первые масляные фонари, освещавшие будки, заставы и мосты Вологды, имели самую простую конструкцию: четырёхгранный короб со створкой, куда вставлялось стекло или слюдяная пластина. Внутри помещалась напоминавшая соусник масляная лампа с хлопчатобумажным фитилем. Светили эти приборы довольно тускло (1-2 свечи),не имели светоотражателей и часто гасли. Фонарщики, как утверждала молва, использовали казённое масло в личных нуждах – «съедали его с кашей». Периодически возникало «недопонимание» между городскими властями и подрядчиками. Кроме того масляные фонари были… небезопасны. «Далее, ради Бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом», - читаем мы в «Невском проспекте» Гоголя о петербургских «коллегах» тогдашних вологодских фонарей, в свою очередь увековеченных Василием Сиротиным в шуточном стихотворении «Улица».

Шандорин, керосин.

В 1853 году во Львове аптекарь и делец Игнасий Лукасевич разработал новый тип светильника – керосиновую лампу. Из резервуара керосин поднимался по фитилю, испарялся и горел. Металлическая решётка снизу, колпачок с узкой щелью и стекло служили для обеспечения тяги и защиты пламени от ветра. В керосиновой лампе (в отличие от масляной) использовался плетёный фитиль. Благодаря простой конструкции и дешевизне керосиновая лампа стала к концу XIX столетия самым распространённым осветительным прибором. Керосиновый уличный фонарь представлял собой всё тот же короб или жестяной каркас со створкой, внутри которого помещалась лампа.

Вначале 1860-х годов американец венгерского происхождения Ласло Шандор – директор фирмы MineralLightingCompany, выиграв торги, подписал с Петербургской городской думой контракт на обеспечение керосиновыми светильниками двух городских осветительных сезонов с 1 августа 1863 по 1 мая 1865 года. Вскоре представительства MineralLightingCompany появились во многих городах России, в том числе и в Вологде.Керосин, который из-за его характерной «жирности» и применения в светильниках часто называли «минеральным маслом», быстро вытеснял масло конопляное. Сорт керосина, поставлявшийся фирмой Шандора, именовался в России «шандорином», а первые фирменные светильники – «шандориновыми».

Итак, к 1870 году Вологда освещалась 270 шандориновыми и 50 керосиновыми фонарями. Согласно докладу, поданному Вологодской городской управой в городскую думу, по итогам девяти месяцев последнего осветительного сезона шандориновые фонари оказались менее экономичны, многие их них, повреждённые вспышками шандорина в лампах, требовали ремонта. В силу этого городская управа признала, что освещать город одним только керосином выгодней. Для новых фонарей предложили использовать 300 бесхозных медных скипидарных ламп, хранившихся в управе, а керосиновые горелки, стёкла и фитили к ним выписать из Москвы. 24 июля 1871 проект, обходившийся городу в 460 рублей, был одобрен городской думой.

В росписи городских расходов за 1888 год предусматривалось освещать город уже 428 керосиновыми лампами в течение девяти месяцев. Для этого требовалось: керосина по 2 пуда на лампу— 856 пудов (т.е. около 14021.7 кг); тканого фитиля по 6 вершков на лампу — 160 аршин (т.е. около 113.8 метра), стёкол по 2 на лампу — 856 штук.

В 1897 году, по данным городской управы, город освещался 446 фонарями в течение 203 дней в году. В среднем каждый фонарь горел 8 часов 20 минут в сутки. Расход на уличное освещение в течение сезона (считая керосин, фитили, стёкла, жалованье служащим и весь необходимый ремонт) составлял 3347 рублей 73 копейки, то есть каждый фонарь обходился городу в 7 рублей 50 копеек.

Следует также заметить, что концу XIX века четыре с половиной сотни вологодских фонарей стояли в основном на центральных улицах (включая Большую Архангельскую – ныне улицу Чернышевского в Заречье), возле административных зданий и мостов, тогда как окраины города практически не освещались.

Несмотря на их относительное совершенство,керосиновые лампы в качестве уличных фонарей давали довольно мало света (8-10 свечей), были не слишком надежны и требовали больших затрат на обслуживание. Газовое освещение, появившееся в течение XIX столетия во многих городах, не получило широкого распространения в Вологде. Человечество стояло на пороге новой энергетической эры.

Газ и электрический ток

Впервые вопрос электрификации встал перед городскими властями Вологды в 1896 году, когда владельцы электромеханического завода и мастерских «Дюфлон и Константинович» обратились к начальнику губернии с предложением устроить в городе электрическое освещение. 15 октября 1896 года начальник губернии, указав городской управе на недостатки керосиновых фонарей, которые требовали при этом немало расходов, интересовался, не будет ли«своевременным и возможным»ныне для модернизации городской системы освещения пойти на переговоры с компанией…

Спустя два года, в ноябре 1898-го, представители другой фирмы «Щербаков и К°» предложили свой план устройства электрического освещения, который, однако, пришлось отклонить в силу строительства водопровода.Средств на реализацию двух столь затратных начинаний в городском бюджете попросту не было.

Впрочем, специальная комиссия при городской управе продолжала рассматривать проекты электрификации Вологды. Так, 15 марта 1901 года на заседании по устройству электрического освещения было предложено установить на улицах 15 фонарей вместо 34, предусматриваемых первоначально. Оставшуюся электроэнергию предполагалось «применить для отдачи частным лицам», дабы скорей оправдать расходы. 4 мая 1901 года представители фирмы «В.И.Пастухов и В.Ф.Гнесин» подали на рассмотрение комиссии смету организации электросети. Планировалось установить в центральной части города 34 фонаря и до 1500 ламп внутри помещений. Электростанции требовалось на год 206 куб. саженей(т.е. около 2001 кубометра) дров.Штат сотрудников составляли: электрик, добавочный машинист, кочегар и монтёр по линии с помощником. Ежегодный доход предприятия (с учётом замены старых керосиновых ламп) оценивался в 2796 рублей.

В декабре 1902 года решение об устройстве электрического освещения было, наконец, принято городскими властями, а в 1903 - выработан окончательный проект «устройства всего дела и смета эксплуатации и сооружения станции». Подряд на проведение всех необходимых работ и поставку оборудования получила фирма «Густав Лист», сотрудники которой, по-видимому, принялись за дело незамедлительно…

Городская электрическая станция вступила в строй 1 февраля 1904 года. А месяц спустя,9 марта,специальная комиссия при Вологодской городской думе приняла акт о приёмке объекта.Станция и сеть электрических проводов были признаны «устроенными правильно». Исключение составляли дуговые электрические лампы. Комиссия не сочла возможным принять их от фирмы «Густав Лист» как не отвечающие требованиям, прописанным в договоре.

Здание тепловой электрической станции располагалось на берегу реки Вологды близ водонапорной башни.Станция состояла из двух паровых машин "Компаунд" со шкивами для ременной передачи на две динамо-машины по 50 кВт каждая. В котельной (общей с водопроводом) находилось три котла. Причём здание было достаточно для установки ещё двух паровых машин, двух динамо-машин, а также двух котлов. Таким образом, развитие станции не могло повлечь дополнительных расходов на перестройку.Общая стоимость оборудования составляла 75000 рублей.До 1914 года станция работала на дровах, а затем на торфе.Предприятие, обслуживавшее электростанцию и водопровод, получило название «Водопроводно-электрическая станция».

Электрическая сеть соответствовала всем техническим требованиям. Наклон нескольких столбов, который объяснялся их поздней осенней установкой, сочли проблемой несущественной и легко устранимой с наступлением тепла. Для уличного освещения приобрели электрические лампы немецкой фирмы Körting&Mathiesen («дуговые фонари системы "Кертинга и Матизена"»). К 1905 году на улицах Вологды насчитывалось 44 таких фонаря, кроме того, станция обслуживала 100 индивидуальных абонентов.

Спустя два года с начала работы станция стала приносить прибыль: в 1906 году - 259 рублей, в 1907 году - 6000, в 1908 году-6814 рублей.В год вырабатывалось до 93,660кВт/ч электроэнергии,но в силу стремительно увеличивавшегося спроса, этого было недостаточно (уже тогда станцию планировалось усилить в два раза).В 1908 году предприятие было вынуждено временно прекратить приём абонентов из-за недостатка мощности, а к 1917 году для усиления станции здесь были установлены два дополнительных двигателя внутреннего сгорания. Стоимость электроэнергии составляла в 1913 году 30 копеек, в 1914 году – 28 копеек за кВт/час.

Кроме электрических фонарей, в первое десятилетие XX века некоторые улицы Вологды стали освещать фонарями газокалильными. Обычные газовые лампы давали силу света 10-12 свечей, однако, к началу XX века для увеличения силы света в колбу прибора стала помещаться калильная сетка Карла Ауэра. Инвертные (т.е. перевёрнутые) газокалильные фонари были разработаны специально для уличного освещения. Их лампа, подвешенная на кронштейне, светила вниз, что позволяло избежать «мёртвого» неосвещённого пространства под фонарём.Газокалильные фонари давали весьма яркое освещение – в несколько сотен свечей, потому их размещали возле общественных зданий, на перекрёстках, там, где останавливались извозчики: на Сенной площади (ныне площадь Революции), на Гостинодворской площади, на Дворянской улице. Когда электростанция стала вырабатывать больше электроэнергии, газокалильные фонари были заменены электрическими…

Итак, к 1917 году электрический свет освещал центральную часть города, Большую Архангельскую улицу в Заречье. Старые керосиновые фонари переехали на окраины. Как писал один из публицистов того времени: «Пожелаем со своей стороны, чтобы при освещении улиц электричеством не были забыты окраины города. При электрическом освещении в центре, теперь на окраинах мрак сгущается и керосиновые фонари едва заметны. Извозчик, выезжая из "светлой" полосы в тёмную, рискует наскочить на встречного, что уже и бывало неоднократно». Исполнить данное пожелание предстояло иным властям, иного государства, но это «уже совершенно другая история».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 15 апреля 2015

Заголовок в газете: И фонари так неясно горят…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру