День пожилого человека отметит весь мир 1 октября. Этот праздник был провозглашён на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается во всём мире с 1991 года. 1 октября проходят различные фестивали в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвящённые их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.
В Вологде в преддверии праздника тоже проходят мероприятия, посвящённые пожилым людям. Например, в Вологодской области 1 октября стартует акция «Маленькие знаки внимания – это большое дело», чуть ранее волонтёры помогли ветеранам привести в порядок «Аллею славы», которая находится на территории дома ветеранов. Ребята из театральной студии в культурно-досуговом центре «Забота» для пожилых людей организовали концерт, а сотрудники городского дворца культуры составили и провели для ветеранов праздничную программу «Пусть осень жизни будет золотой». «МК» к Международному дню пожилых людей публикует материалы о людях, которые прожили долгую жизнь, прошли через лишения, потери, но не опустили руки и сейчас продолжают трудиться, воспитывать внуков и помогать детям. Сегодня наш материал посвящён ветерану труда, любящей матери и заботливой бабушке Лидии Алексеевне Барашовой.
Отчий дом
Лидия Алексеевна родилась в 1946 году, сразу после окончания войны. В их большой семье она была вторым ребёнком из пяти. Родители работали, отец – на железной дороге, мать – в колхозе. Лидия Алексеевна рассказала, как они жили в это трудное время, и через что им пришлось пройти.
Семья жила в Вологде, на Зелёной улице, в небольшом деревянном доме, где умудрялись помещаться восемь человек. «Бегали вокруг, все пятеро, мешались родителям», - со смехом начинает рассказывать Лидия Алексеевна. Её мать вставала раньше всех, топила печку, доила корову и разносила молоко по адресам, а потом прямиком шла на работу за шесть километров в колхозную контору, где работала сначала счетоводом, потом бухгалтером. С детьми нянчилась бабушка, ведь раньше декретных отпусков не было. Отец Лидии Алексеевны работал в депо на железной дороге слесарем по ремонту паровозов.
«Их отправили в блокаду в Ленинград на Финляндский вокзал. Ездил по «дороге жизни» так называемой. Когда он там работал, то брал к себе то ли дальних родственников каких-то, то ли просто чужих людей, которые жили в Ленинграде во время блокады. И так как железнодорожников обеспечивали питанием, он их и подкармливал. То девочку тихонько позовёт, то мальчика, накормит, пока никто не видит. Они благодаря ему и выжили, а то Питер-то голодный был в то время», - рассказывает Лидия Алексеевна о своём отце. Блокада длилась три года, отец Лидии работал на «дороге жизни» только год, но и за него он успел сделать немало добрых дел.
«Мать не рассказывала про войну никогда и ничего, ходила себе, работала. Да и не приставали мы с вопросами, как-то не приходило в голову. Она работала в колхозе, а там давали на трудовые дни, там зерно и ещё чего, так мы и других ещё подкармливали. У нас семья пока небольшая была, так помогали. Ну, всем тогда трудно жилось. У меня родственник перед войной уволился с работы, а его тут же на фронт и забрали, и он погиб. Жена осталась одна с тремя детьми, так ей даже пенсию на детей не платили, как же тут не помочь? А потом ей назначили к пенсии за погибшего мужа 80 копеек, она свою пенсию получала 12 рублей и за мужа – 80 копеек. Но мы ещё вроде как и неплохо жили, вот нас стало потом пятеро, у отца на железной дороге была зарплата, у матери, так мы еще ничего жили, очистки картофельные не ели. Да у нас свой огород был, корова да курица. Какое-то время и овцы были, но недолго» - вспоминает женщина.
Мать Лидии Алексеевны через некоторое время ушла из колхоза, но, как говорит женщина, её долго не отпускали. Когда она выходила на пенсию в 50 лет, ей 22 года колхозного стажа не засчитали, раньше был такой закон. И ей пришлось ещё 8 лет работать, чтоб был стаж как многодетной матери.
С добродушным смехом вспоминает Лидия Алексеевна о своём отце. Он в 50 лет потерял ногу, когда работал на стройдворе. Смазывал бревнотаску, и кто-то из работников по невнимательности включил её. Отец женщины сам успел выскочить, а ногу зажало между брёвнами. Потом оказалось, что у этого человека и техника безопасности не была сдана.
«Помню, первый раз пошёл он после того, как зажило уже всё, и его выписали, прогуляться. Пиво отец у нас любил. Пришёл обратно домой злющий, спрашиваем, чего случилось-то? А он и говорит: «Ай, хотел утопиться в Шограше, да воды там мало». Встал, а непривычно без ноги-то, плохо ведь. А там речушка-то всего ничего, - смеётся Лидия Алексеевна. – А однажды он после работы, пошёл на вокзал с друзьями в ресторан, с получки-то. И привёл он оттуда другана домой. Уложили его спать, значит, отец с матерью легли, а он и говорит ей: «Я бандита привёл, не спи».
Учёба
В школу Лидия Алексеевна пошла в 1953 году. Это была седьмая школа на улице Беляева, тогда ещё деревянная. В новое здание их перевели спустя три месяца. Как вспоминает женщина, бегать по школе не разрешали, потому что ещё шла стройка, и часто обрушивался один из углов здания. В школе тогда были новые паркетные полы, которые сами ученики мыли, и крашеные стены. Парты были наклонены вперёд, так что, как говорит Лидия, и списывать было удобно, и сутулых не было.
«Я была председателем пионерского отряда в школе, ходили помогать в детский сад, то металлолом, то макулатуру сдавать. Мы вырабатывали мероприятия. А в комсомол принимали нас на фабрике Льнокомбината. Туда брали только тех, кто хорошо учился и кто хорошо себя вёл. Организованные были», - рассказывает Лидия Алексеевна.
Когда женщина начала учиться, выпускным классом был седьмой, а после того, как она окончила школу, выпускным стал восьмой, а потом и одиннадцатый. Поэтому после «окончания» школы, ей пришлось доучиваться ещё 4 года. Как раз во время её учёбы отец потерял ногу, и школьнице пришлось перевестись в вечернюю школу. У матери зарплата была 41 рубль, а отец был на инвалидности и получал копейки. Поскольку Лидия была вторым ребёнком в семье, а после неё ещё трое, и старшая сестра училась в институте в другом городе, ей пришлось совмещать учёбу и работу.
Трудовая юность
«Работала я сначала на фабрике. Работы-то было не найти, так меня взяли по блату в отдел ткацких приготовлений. Ох, эти машины, шуму-то от них, и нить-то льняная, от неё трухи валится всякой, из грязи не видать. Но я не выдержала долго. Да к 7 часам утра нужно было идти на работу пешком, когда ещё все спят», - со вздохом говорит женщина.
Потом 6 человек из школьного класса взяли работать на тепловую электростанцию в химическую лабораторию, в числе которых оказалась и Лидия. У одной из девочек там работал отец главным инженером, он и устроил их. На ТЭЦ ребята проводили химический анализ воды, проверяли качества масла, анализировали на влажность торф, ведь тогда ТЭЦ работала ещё на торфе. «Работали сменами, удобно было. Вот тогда уж и на демонстрации не ходила, смена выпадала, а то ходили по городу, «ура» кричали», - улыбаясь, поясняет женщина.
Когда Лидия Алексеевна окончила школу, то поступила учиться в текстильный техникум. С электростанции перешла работать на УКРМ (управление кабельными и релейными магистралями). Там начальник посоветовал ей перевестись на заочное отделение московского техникума связи. Так, год отучившись в текстильном, Лидия Алексеевна сменила профессию. На УКРМ женщина работала сначала электромонтёром, потом электромехаником, потом инженером, кем и оставалась до выхода на пенсию. «Аппаратуру ремонтировали, она ведь всё менялась, надо было успевать за временем. Был там сначала один канал, потом два, потом три. Присоединили телефонию, а у нас «релейка» была, так мы еще за ними следили. А как хлопнет, свет-то нестабильный был раньше, так вся аппаратура встаёт на блокировку, и бежишь в темноте-то, сломя голову, всё снимать с блокировки, чтоб заработало всё. Телефон звонит, аппаратура звенит, моторы охлаждения шумят. А последние-то годы было: аппаратура, батюшки-светы, тихо работает, так тишина-покой», - рассказывает Лидия Алексеевна. На УКРМ женщина отработала почти 40 лет.
Своя семья
В 1969 году Лидия Алексеевна вышла замуж. Супруг её, Леонид Петрович, был одним из самых красивых парней в классе, спортсменом, хоккеистом, играл в областной команде. Служил в Мурманской области под началом сына маршала Конева. Познакомились они в школе, учились в параллельных классах, потом вместе перешли и в вечернюю школу, поскольку Леонид тоже пошёл работать в 15 лет. Немногословно, с печалью вспоминает Лидия о своём муже, к сожалению, уже ушедшему от нас. Женщина рассказала, как они вместе ходили зимой на каток, где громко звучала музыка, и ярко светили фонари.
В 1972 году у молодой семьи родилась первая дочь Светлана, а через пару лет и вторая – Елена. Старшая росла спокойной, скромной девочкой, хорошо училась и помогала матери по хозяйству. Зато вторая дочь, младшая, была очень весёлой и, как говорит Лидия, «баловницей». Как-то Лидия Алексеевна купила ткань в Москве, чтобы сшить ей юбку. Лена сразу надела обновку и вышла во двор погулять. Через некоторое время девочка прибежала домой, испуганная, но весёлая, с порванной юбкой. Как рассказала Лена, во дворе за ней побежала собака, и она, испугавшись, залезла на забор, а когда стала слезать, то юбка зацепилась и так и осталась висеть на заборе.
О дочерях Лидия Алексеевна рассказывает с любовью и теплотой, хотя и ругает за то, что обе, можно сказать, сбежали с женихами. Старшая училась в институте на втором курсе, когда, сказав матери, что поехала на каникулы в Латвию, не вернулась домой. Только потом приехала, чтобы забрать вещи. А младшая только поступила в училище и тоже уехала жить в Краснодарский край. Как вспоминает Лидия Алексеевна, она приехала с дачи и увидела на столе записку, в которой был указан номер поезда и время отъезда. Только и успела она помахать дочери рукой на вокзале. «Не приведи Господь кому такого, - смеётся женщина. – А всё потому, что рядом находилась воинская часть, обе себе там и нашли женихов. И не вразумишь ведь их, усвистали обе. Старшей-то ещё жених названивал постоянно, а у меня подруга на коммутаторе работала, она соединяла их, а потом мне весь разговор передавала. Света делала вид, что я ничего не знаю, так она и до их пор так думает, наверно». Лидия Алексеевна не держит зла на них, ведь обе вернулись жить с мужьями в Вологду.
К сожалению, одна из дочерей погибла вместе с мужем в автокатастрофе, когда ей был 21 год. И на руках у Лидии остались двое маленьких детей. Помогать ей приехала из Латвии старшая дочь со своей семьёй, в которой тоже на то время было уже трое детей. Это тоже был трудный этап в жизни Лидии Алексеевны. Она долго не могла смириться с потерей, но говорит: хорошо, что рядом были родные.
Сейчас у Лидии Алексеевны 8 внуков, которые все живут в Вологде. Она им очень радуется, любит, когда приходят в гости. Да и сами внуки тянутся к бабушке, ведь она у них единственная. Вся семья всегда собирается вместе на Рождество, Новый год, Пасху и другие праздники. А 1 октября дочь и внуки поздравят любимую бабушку с Днём пожилого человека.
«Бабушка – это такой человек, который всегда поддержит, она всегда с пониманием относится к нам. По праздникам она для нас печёт пироги и торты. И помогает с уроками, особенно с физикой, химией и математикой. Поэтому я очень хочу её поздравить и пожелать долгих лет жизни и здоровья», - говорит внучка Лидии Алексеевны Арина.
«Она никогда не обижается на нас, и я никогда не слышал, чтобы она на что-то жаловалась. И никогда не видел, чтобы она плакала. Она очень сильная женщина, и мне приятно, что у нас такая бабушка», - делится внук Илья.
«У неё сложная жизнь, она очень переживала, когда погибла моя сестра, а потом и отец умер. И мне приятно, что она сейчас радуется внукам, и мы радуемся вместе с ней. Она очень заботливая, понимающая. В День пожилого человека я бы ей хотела пожелать радости, силы и здоровья, ведь это её день», - рассказывает о матери дочь Светлана.
Редакция «МК» присоединяется к поздравлениям в адрес нашей героини. И мы от души желаем всем нашим горячо любимым, вступившим в почтенный возраст бабушкам, дедушкам, мамам и папам, а также всем их юным душой ровесникам крепкого здоровья, долгой счастливой жизни и всяческого благополучия!