Школьный dress code*

Зачем и почему хотят ввести школьную форму?

«МК» в Вологде продолжает цикл публикаций на тему «Новая школьная форма в России». Свой анализ этой активно развивающейся темы попытается провести Российский Клуб Финансовых Директоров (специально для нашей газеты).

Зачем и почему хотят ввести школьную форму?
В марте этого года президент поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях России / Фото: mos.ru

Президент РФ Владимир Путин в очередной раз предложил вернуть школьную форму. По его мнению, эта мера послужит «восстановлению воспитательной роли школы». По сообщению российского интернет-портала Academ.info, в марте этого года президент поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях России. В апреле известный во всём мире российский модельер Вячеслав Зайцев предложил свой вариант школьной формы. В Государственную думу РФ уже внесён проект поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым обязательные требования к одежде учеников школ будут введены в регионах России уже с 1 сентября этого года.

Зачем и почему хотят ввести школьную форму? Какие проблемы маскирует эта инициатива, кому она может быть выгодна и к чему в итоге приведёт?

Действительно, школьная форма – это символ традиций, помогающий развить чувство принадлежности к команде, а также очень сложный элемент гардероба, который во многие времена являлся важным атрибутом образовательного процесса. Многие страны мира продолжают хранить или вводить в свои учебные заведения эту удивительную традицию, адаптируя её для современной молодёжи.

По информации американского интернет-ресурса kids.lovetoknow.com, самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Большинство учащихся школ в Англии обязаны носить униформу. У каждой престижной школы есть свой логотип, и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком или значком. По информации сайта pravmir.ru, в Германии школьной формы как таковой не существует. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой.

В Бельгии школьная форма есть в некоторых католических школах, а также в частных школах: брюки и юбки тёмно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук. В Турции школьная форма обязательна, и у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков - костюм, для девочек - блузка, джемпер и юбка. В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Школьная советская форма / Фото: "МК"

Эксперты Российского Клуба Финансовых Директоров отмечают, что в настоящее время тенденция возвращения школьной формы набирает обороты во многих странах мира. Однако для России это явление не является новым: достаточно вспомнить времена СССР, когда ношение единой формы являлось обязательным. Сейчас многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму. Также большинство общеобразовательных школ ещё до внесения поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» начали постепенно переходить на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Тем не менее российское общество разделилось на сторонников и противников введения школьной формы. Российский Клуб Финансовых Директоров постарается дать оценку аргументам каждой из сторон.

Повышение дисциплины

Когда ученики носят форму, они чувствуют себя более профессионально и ведут себя соответственно. Отказ от ношения формы может быть наказуем, что опять же дисциплинирует ученика. Форма также помогает уравнять учеников из семей с разным уровнем достатка. «Действительно, при ношении повседневной одежды ученики могут отвлекаться на тенденции моды и воспринимать одежду как символ статуса, - комментирует Первый Вице-президент РКФД Тамара Касьянова. - Школьная форма призвана стереть так называемые классовые различия, что минимизирует стрессовую обстановку в классе».

Экономия семейного бюджета

«Ученик будет больше ценить свой повседневный гардероб и форму, вырабатывая в себе бережливость и аккуратность. Более того, наличие формы автоматически снимает утренний стресс выбора одежды для школы. Действительно, покупать форму вместо целого шкафа одежды каждую осень будет намного экономичнее, тем более что форма (при условии пошива из качественных тканей) износоустойчива и хорошо переносит многократную стирку, - комментирует Тамара Касьянова. – Её также можно передавать «по наследству» младшим детям в семье, продавать или обменивать в своей школе».

Как способ идентификации

«Эта мера позволит легко отличить учеников одной школы от учеников другой, а также, учитывая условия постоянных волнений и угроз террористических актов, поможет определить чужака, проникшего в учебное заведение», - отмечает Первый Вице-президент Российского Клуба Финансовых Директоров.

Аргументы противников реформы звучат не менее убедительно.

Форма ограничивает свободу самовыражения

«Здесь следует отметить, что ученики приходят в школу получать знания, а не демонстрировать уровень дохода своих родителей, в том числе через одежду, - отмечает Тамара Касьянова. – Существует огромная масса способов для ребёнка продемонстрировать свою индивидуальность – кружки, секции, творчество вне учебного времени».

Дорого

«Действительно, эта реформа может больно ударить по карману малоимущих родителей, но существуют варианты решения данной проблемы, - комментирует руководство РКФД. - Во-первых – социальные выплаты, которые вполне могут покрыть расходы на форму; во-вторых – ввести определённый ценовой стандарт, компенсация которого будет производиться непосредственно родителям школьников; в-третьих – если рассматривать многодетные семьи, форма может передаваться «по наследству», как уже упоминалось выше, а также меняться или продаваться из рук в руки в пределах школы; в-четвёртых – ввести бесплатную школьную форму, однако её качество будет полностью зависеть от исполнителей госзаказа, на которых не всегда можно положиться», - комментирует Тамара Касьянова.

Не всегда удобна

Решение этой проблемы полностью ложится на разработчиков дизайна школьной формы и поставщиков материалов для неё. Руководство Российского Клуба Финансовых Директоров считает, что российскому правительству необходимо более чётко проработать бюджет для такой серьёзной реформы, особенно серьёзно отнестись к критериям подбора поставщиков материалов, а также принять максимальные меры для пресечения коррупции при воплощении данной реформы в жизнь - это делается для детей, наживаться на нуждах которых никто не имеет права.

МНЕНИЕ ВОЛОГЖАН:

Какой должна быть школьная форма?

Сергей Лупандин, руководитель регионального отделения «Молодой гвардии»: «Считаю, что форма нужна, особенно в начальной школе. Форма всё же дисциплинирует, указывает на принадлежность к школьному сообществу. Но она должна быть, прежде всего, удобной, практичной, красивой и, что очень важно, недорогой!».

Елена Земчихина, мама, журналист, руководитель Центра по работе с населением г. Вологды: «Мне, маме двоих школьников, идея школьной формы нравится. Потому что под «приличным видом», в котором сейчас просят детей ходить в школу, дети понимают и джинсы с заниженной талией, и обтягивающие трикотажные кофточки, и одежду с яркими надписями на иностранных языках, перевода которых порой и сами не знают. Мой младший сын пойдёт в 3 класс, школьная форма, выбранная в начале обучения, остаётся. Старшему сыну, который пойдёт в 6 класс, мы, как и другие родители, заказали брюки и жилет графитового цвета. Красивый комплект. Понравился и мне, и ему!».

*dress code - кодекс одежды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру