Нежность дерева лесного

Удивительные деревянные изделия представлены на выставке в Вологде

Я использую «фруктово-ягодную» древесину: черёмуху, яблоню, вишню, рябину, сливу, а также другие лесные деревья – можжевельник, берёзку, дуб, ясень, клён

Удивительные деревянные изделия представлены на выставке в Вологде

С конца марта в учебном классе Фонда поддержки гражданских инициатив работает выставка "Нежность дерева лесного, тонкость творческой души". Автор изделий – Владимир Русанов, народный мастер России по художественным промыслам и прикладному искусству, победитель городского конкурса "Вологодский сувенир". Свои работы он выполняет из дерева, причём для каждого изделия тщательно подбирает породу – это важный момент творчества.

 

Одни и те же изделия он никогда не выставляет на выставках, постоянно пополняет свой фонд работ. «У меня дома выставочный фонд такой, что я мог бы всю Москву обставить», – рассказывает мастер с 20-летним стажем. По словам Владимира Русанова, его работы отличаются от работ других мастеров тем, что он использует «старое» дерево, тем самым получая не повторимые по фактуре и по цвету изделия: «Моя особенность в том, что изделия выигрывают за счёт фактуры. Такую вещь расписывать уже не надо, её красит сама природа, то есть сам материал. Я использую «фруктово-ягодную» древесину: черёмуху, яблоню, вишню, рябину, сливу, а также другие лесные деревья – можжевельник, берёзку, дуб, ясень, клён».

Технология Владимира Николаевича проста лишь на первый взгляд. «Те деревья, из которых за счёт выдержки материала можно дополнительно получить привлекательную фактуру, я иногда сушу в течение 5-15 лет, – делится секретом мастер. – Когда древесина высыхает, вся влага, которая там находилась, постепенно сушится. По мере высыхания из тех годовых колец, которые образовались во время сухих лет, вода «выжимается» не сразу, потому что кольца более плотные, а из тех, которые образовались в год дождей (а потому такие годовые кольца рыхлые), испаряется сразу. Пространство, находящееся между двумя годовыми кольцами, немножко подгнивает внутри – это придаёт древесине неповторимую фактуру». Узористость изделия из такой древесины зависит ещё и от того, под каким углом её возделывать: «Если я обрабатываю дерево вдоль ствола, то изображение годовых колец получается одним, если поперёк ствола, то и кружочки вырисовываются по-другому – поперёк, возьму ствол на перекос – годовые кольца приобретают больше извилистости, наклонности и начинают «плыть»».

 

Дерево Владимир Николаевич полюбил смолоду. Однажды даже сделал себе лыжи. «А вот я тебе доску найду, обчешу топором, сделаешь их сам, – ответил юному Володе, мечтающему о лыжах, отец. – Рубанком потихоньку

строгай, к маме или бабушке подойди, когда они чугун достают из печки, в кипячёную воду сунь концы и в притвор двери на 2-3 ночи, и лыжи загнутся». Можно сказать, что именно с них и началась промысловое творчество Владимира Николаевича. Работая на производстве охотничьих лыж, мастер прошёл все стадии работы с деревом, но тогда народные промыслы его ещё по-настоящему не привлекали. Позже, исследуя фонды краеведческого музея и изучив всю литературу в областной библиотеке, он узнал о дереве всё.

 

На выставках, где представлены работы Владимира Николаевича, вологжане могут увидеть бочонки, солонки, подставки и подсвечники, а также другие уникальные работы мастера, выполненные в народных традициях. Некоторые сделаны с кружевной отделкой: сочетание этих двух материалов придаёт каждой работе индивидуальность, неповторимость, особое тепло. «Лесов в Вологде много, поэтому надо не только строить дома, но и строить культуру на базе дерева», – проповедует Владимир Русанов. Мастер убеждён, что форма и доступность народных промыслов должны быть на виду.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру