Как Масленицу встретишь, так весну и проведёшь

В этом году Масленичная неделя длилась с 24 февраля по 2 марта.

 В этом году Масленичная неделя длилась с 24 февраля по 2 марта.

 

В этом году Масленичная неделя длилась с  24 февраля  по 2 марта.

 История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в историю: это древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.

Праздник или обычай?

И всё же: масленица – языческий обычай или церковный праздник? Чтобы разобраться с этим вопросом, было решено обратиться к представителю церкви. Об отношении к Масленице РПЦ рассказал благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр: «Масленичная неделя – это название сырной седмицы, которая в простонародье называется Масленицей. Некоторые думают, что это такой языческий праздник, но на самом деле сырная седмица относится к Пасхе, то есть переносится в зависимости от дня празднования Пасхи. Она может быть и в феврале, и в марте, поэтому с язычеством связи нет. Другое дело, что можно по-язычески провести эту седмицу в преддверии Великого поста. Вообще-то крестьяне к Великому посту готовятся, чтобы достойно встретить самый величайший праздников праздник – Светлое святое воскресенье. Для нас, для монахов, сырная седмица, так называемая Масленица, это, конечно же, особый такой период, потому что богослужения отличаются от обычных: уже в среду и пятницу не совершается божественная литургия. И в храмах звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, которую переложил на стихи великий наш Пушкин:

«Отцы пустынники и жёны непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв».

Очень такое замечательное переложение. И это некий такой покаянный настрой и в то же самое время некая такая радость. Разрешено в пищу употреблять и молоко, и сметану, и масло, и икру».

Между тем обряд сжигания чучела зимы, по словам представителя патриархата, является языческим и не приветствуется церковью. Но иеромонах заметил, что этот обряд можно расценивать по-разному: «Понимаете, символ начинает работать в зависимости от того, какой смысл в него вкладывать. Вот если, например, посмотреть на сжигание чучела как на языческий такой обряд, то тут не очень-то, конечно, приятно всё, потому что когда чучело сгорает, там образуется крест, который горит, получается чучело на кресте. Но если считать, что это сжигание наших всех таких плотских страстей, и что огонь – это символ плоти, то через огонь очищается наш дух, воспаряет к Богу, то есть мы сжигаем всё плотское в себе, стараясь в пост войти духовными».

По словам иеромонаха, все христиане от мала до велика участвуют в праздновании Масленицы перед постом, и священнослужители тоже едят блины. Отмечать Масленицу стало распространённой традицией не только в России, на Украине и в Белоруссии, но и в дальнем зарубежье. А вологжан и гостей из самых отдалённых городов России встречает Архитектурно-этнографический музей "Семёнково", который славится своей праздничной программой «Широкая Масленица».

О музее

Вологодский архитектурно-этнографический музей «Семёнково» имеет федеральное значение. Он занимает площадь в 12,7 га, на его территории располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX - начала XX веков. Памятники архитектуры перевезены из Среднесухонского сектора Вологодской области, который включает в себя Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы. Основой для начала работ по формированию музея деревянного зодчества Вологодской области послужило решение Вологодского областного Совета народных депутатов «О создании музея деревянного зодчества Вологодской области» от 14.12.1979 г. за №747.

В соответствии с архитектурно-этнографическим зонированием планировалось, что музей будет состоять из семи секторов: Сухонский, Верховажский, Западный (с подразделением на северо-западный подсектор, юго-западный подсектор, подсектор вепсов), Центральный, Никольский, Великоустюгский, Городской. Для экспозиции отдельных аспектов крестьянского быта предусматривалось создание «тематических» секторов: сельскохозяйственный, рыбацкий, промышленный. В период с 1979 г. по 1990 г. авторским коллективом проводилось экспедиционное обследование Вологодской области с целью подбора объектов переноса в музей, за время которого был накоплен большой фактологический материал, легший в основу планировочных решений модели поселений и планировочных структур усадеб, характерных для каждого региона области.

В 1983 году тем же авторским коллективом был разработан и выпущен проект детальной планировки Сухонского сектора музея – первого сектора по обзорному в музее экскурсионному маршруту и наиболее представительного как по занимаемой площади, так и по месту в структуре регионального зонирования Вологодской области. Сухонский регион, архитектурно-этнографические особенности которого представлены в секторе, в масштабах Вологодчины представляет наибольший интерес: это наиболее ранний по заселению регион, испытавший и сохранивший следы влияния новгородской культуры, а позднее – низовской колонизации. На основе данных историко-архивных изысканий и комплексного экспедиционного обследования памятников народного зодчества региона была определена типология крестьянского жилища, представленная домами-дворами однорядной связи различной модификации, традиционных хозяйственных построек, а также памятников культового значения. Проектом предложено создание обобщённой модели крестьянского поселения с характерной для древних населённых пунктов региона рядовой планировкой, увязанной в соответствии с особенностями окружающей среды в единый архитектурно-природный комплекс. Постройки по ходу экскурсионного маршрута размещаются так, чтобы иллюстрировать характер пространственного и конструктивного развития жилища: от примитивной четырёхстенной избы, через избу с прирубом, шестистенную избу-двойню и избу-связь к пятистенным избам одновременной постройки.

Начиная с 1981 года были начаты проектные работы по отдельным памятникам, рекомендованным к переносу в Сухонский сектор музея. Реставрационные работы на объектах сектора продолжались вплоть до 1995 года, когда их финансирование прекратилось. На год раньше до этого по тем же причинам были приостановлены проектные работы, включая авторский надзор. За указанный период на территорию музея было перенесено 9 жилых домов и 8 хозяйственных построек, из которых 3 дома было собрано в объёме жилой части. Реставрационные работы возобновились в 1999 году. В 2000 году институтом «Спецпроектреставрация» г. Москва была осуществлена корректировка проекта детальной планировки Сухонского сектора. С 2004 года и по 2008 год музей финансировался в рамках областной целевой программы «Развитие Архитектурно-этнографического музея Вологодской области на период 2004-2010 годов».

 

Подготовка

Традиция праздновать Масленицу в музее «Семёнково» появилась давно. «Это самый большой по масштабу праздник – так уж сложилось, повелось», – подчеркнула заведующая музеем Наталья Киршина. Но так было не всегда. Когда в 2003 году Наталья Олеговна делала свою первую Масленицу в музее, как она говорит: «Это было совсем другое по духу мероприятие». За эти годы музей изменился. У него появилась своя публика: здесь очень много детей, люди сюда приезжают семьями, «Семёнково» любит молодёжь. Удивительно, что ярославцы, москвичи, питерцы, череповчане и жители других городов узнают о музее, доверяют программе и приезжают, несмотря на то, что сейчас практически на всех городских площадках проходят масленичные мероприятия и увеселения.

«Не буду скрывать, что за две недели до мероприятия мы собрались на планёрку. Все были в таком сломе и рассуждали на тему, а будем ли мы делать Масленицу в этом году, потому что это настолько сложный физический, эмоциональный, интеллектуальный труд. Все понимали, что в городе и так много Масленицы. Тем более музей не финансируется, сейчас очень сложно идут дела в культуре, средств на проведение мероприятия нам не выделяется абсолютно никаких, поэтому такое мероприятие – это огромная работа по привлечению денежных средств, работа с партнёрами. У нас в музее работает сорок человек, из них пятнадцать – это научные сотрудники и люди, которые представляют реставрационный отдел, но коллектив так слажен, что на плечах этих пятнадцати людей держится всё: и экскурсионная деятельность, и мероприятия – мы их разрабатываем, а разработав, мы же это всё разыгрываем», – рассказала заведующая музеем. Когда уже никакого желания поднимать праздник не было, на электронный адрес музея под открытым небом стало поступать бешеное количество писем. Жители Москвы, Владивостока, Калининграда спрашивали, когда в Семёнкове будет Масленица, и почему до сих пор нигде нет программы. Они умоляли сообщить им хотя бы день проведения праздника, чтобы можно было заранее купить проездные билеты. Тогда сотрудники музея собрались, посмотрели друг другу в глаза, взвесили свои возможности и силы и решили, что отступать некуда.

Организаторам приходится не только придумывать, но и находить людей, которые будут участвовать в проведении мероприятия. Когда семёнковцы видят человека их природы, они начинают вкладывать в него свою душу, сердце. При музее работает своя школа волонтёров, где молодёжь учится раскрепощаться и доверять друг другу, потому что в таких активных формах взаимодействия с посетителем мало знать текст, нужно быть смелым, может быть, даже немножко дерзким и, а также любить и понимать то, что ты делаешь. Главное – правильно подать материал, тогда люди правильно отреагируют на происходящее и не обидятся, даже если их измажут сажей или кинут в снег.

«Семёнкиада»

Кот Семён, который вот уже год живёт в музее «Семёнково» (кот учёный, предприимчивый), понаслушался от разного честного люда, что пожаловал на Масленицу, о тех событиях, которые разворачиваются в Сочи, и решил на свой лад и свой манер в Семёнкове устроить Семёнкиаду.

Мероприятие проходило в особом игровом режиме. Гости стали свидетелями зажжения огня Семёнкиады и смогли испытать свои силы как в подвижных, так и развивающих видах спорта. «Тазёрлинг» представлял собой видоизменённый кёрлинг. «Самтянун» и «фигбут» выявляли самых крепких. В очень простой на первый взгляд забаве под названием «лыжегон» желающие могли проверить своё умение работать в команде. Участникам предлагалось встать на одни лыжи втроём, чтоб добраться до заветного приза – стаканчиков вологодского мороженого. Также были организованы соревнования по «хоккленкам» (хоккей с валенками вместо клюшек и мячом, который занимал шайбу), «пуляйкаталону» (большие рогатки с мишенью в виде пяти олимпийских колец), и это далеко не всё, что ждало гостей масленицы. Праздник сопровождался шутками, смехом, кулачными боями, катанием на качелях и каруселях. Гуляние проходило в сопровождении ряженых, циркачей, артистов. На одной из площадок музея под открытым небом проходила концертная программа. Во время всего праздника работала ярмарка народных мастеров, проходило гиревое состязание, работал театр Петрушки, давала представления театральная студия «Подросток», действовали мастер-классы по берестоплетению, традиционной росписи от Губернаторского колледжа народных промыслов, вышивке, ткачеству поясов, гончарному промыслу, по изготовлению народной куклы, щепной птицы и по выпеканию и оформлению традиционного печатного пряника.

На радость матушке-весне в Семёнкове чествовали «новожёнов», а также покорителей ледяного столба. Подкрепившись блинами, семёнковцы собрали из гостей молодецкое войско для штурма снежной крепости, в котором принимали участие как дети, так и взрослые. Конечно же, не обошлось и без традиционной масленичной забавы – сжигания чучела. Но и на этом гуляние не закончилось. Самые отважные прыгали через горящий костёр. Среди смельчаков была и Наталья Киршина, заведующая музеем.

Издавна было принято на Масленицу всю свою энергию отдавать земле-матушке: в снегу валяться, с гор кататься, чтобы пробудить силы природы от зимнего сна. Идея «Семёнкиады» оправдала себя: гости праздника бегали, смеялись, резвились и были награждены главной масленичной медалью – румяным блином-великаном. Голодным никто не остался.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру