Чем богаты?

В Вологде все есть

 Наш Вологодский край с неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на вологодской земле, представляя явление многогранное и значительное.

В Вологде все есть

 Пожалуй, главная особенность современного искусства нашего края – глубинные связи с народной культурой. Их проявления многообразны. Но прежде всего они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.

ГЛИНА

Изделия из обожженной глины называются керамикой. Развитие гончарного дела зависело, прежде всего, от запасов и качества глины в ближайшем округе. В гончарном производстве применялись выработанные веками технологические приемы. Добытую глину складывали в бочки или корыта, заливали водой, долго квасили подготовленную глиняную массу, очищали от камешков и сора, затем топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, и скатывали в комья.

Со второй половины XV века гончары на территории нашей области начинают пользоваться ножным кругом. Он приводится в движение массивным маховым колесом, насаженным на ту же ось, что и сам круг. Гончар вращает колесо ногами, это движение передается кругу, а обе руки мастера свободны для формировки изделия. На протяжении нескольких тысячелетий гончарный круг практически не изменился.

Обжигали гончары свои изделия в обычной русской печи. Посуду в печь «грузили» с вечера. Все изделия обкладывались дровами. Печь затапливалась утром. Температуру постепенно поднимали. Обжиг прекращался, когда изделия начинали красить.

Интересный факт: Чтобы придать изделиям из неглазурованной глины (она после обжига немного шершавая, как мелкая наждачная бумага) разные оттенки с градиентом цвета и просто живописной пятнистостью, перед обжигом изделия поливают молоком, сливками и прочими натурпродуктами.

ДЕРЕВО

Все знают про вологодский резной палисад, но мало кто знает, что на Вологодчине был популярен такой вид промыслов как производство деревянных предметов утилитарного и декоративного значения. 

Вологодские мастера своими руками творили чудесные изделия, начиная от кухонной утвари до детских игрушек, украшая их росписью и резьбой. На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения. Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на вологодской земле не меньше, чем резьба.

Интересный факт: Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и рыбалки.

БЕРЕСТА

Особенно славились на Вологодчине изделия из бересты. Берестой называется верхний слой коры березы, отличающийся большой механической прочностью и эластичностью. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык – плоское шило с крючкообразным изгибом. Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины. В 19 – начале 20 века в каждом крестьянском доме на севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.

Интересный факт: Так называемая шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ Великого Устюга, на реке Шемогсе – откуда и ее название. Шемогодская береста – это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

ЛЕН

Производство льна в Вологодской области имеет многовековую историю. Зачатки культуры льна встречается еще в XII веке. В XIII веке в селе Красавине (Великоустюгского уезда) была создана первая льноткацкая фабрика

Сейчас лен занимает ведущее место в промышленности области. В последнее время производство льна возросло в несколько раз по сравнению с прошлыми годами. Начата программа «Лен – в товары России». Лен перешагнул привычные границы применения, сегодня он используется практически во всех областях промышленности. В Вологде ежегодно проходит выставка-ярмарка «Российский лен», открываются магазины, специализирующиеся на товарах из льна. Модельеры-дизайнеры придумывают современные, удобные, качественные коллекции из льняных тканей («Волтри», «Нерум»), которые занимают первые места на различных конкурсах и показах.

КРУЖЕВО

Русское название этого изделия родственно слову «кружит». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта и ткани.

Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII веку. Кружева плетутся из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Обычно белого или жемчужно-серого цвета.

Основной инструмент – коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. Используется разное число коклюшек. Делают их из клена, яблони, жимолости, калины, ели.

Также кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В валик втыкают булавки.

Интересный факт: В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее «вилюшкой». В нее часто вплетается «скань» – утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлениями от звучащей мелодии.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 году помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19-го века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 году вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка» (считается, что своим названием она обязана знаменитой скатерти «Снежинка» работы В.Н. Ельфиной).

Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ

Великий Устюг – город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром Северной черни. Развитию черневого промысла способствовало выгодное географическое положение: город находился на дороге в Сибирь, откуда поступало дешевое серебро, а также в Архангельск, куда возили готовые изделия.

Интересный факт: Первое официальное упоминание об устюжской черни встречается в Описи писцовых книг в 1676-1683гг. Процесс чернения – длительный, он состоит из нескольких этапов.

Из серебряной заготовки вырезают изделие (например, браслет), на нем резцом гравируют рисунок. Готовят черневую массу (пасту из растертых в порошок серебра, свинца, серы, меди, нашатыря с добавлением воды). Эту массу наносят на рисунок. Изделие держат над слабым огнем, черневая масса плавится и соединяется с серебром. Поверхность изделия шлифуют так, чтобы чернь осталась только в углублениях, сделанных резцом.

В 1933 г. в Великом Устюге возникла артель «Северная чернь», возродившая древний промысел. Большую роль в его развитии сыграл выпускник Петербургской художественной академии Е.П. Шильниковский. Он соединил сюжетные композиции с традиционным орнаментом, что обогатило черневое искусство Великого Устюга, сделало его более живым. На месте артели ныне существует завод «Северная чернь». Продукция предприятия – церковная утварь, столовые приборы, сувенирные изделия по теме «Великий Устюг – родина Деда Мороза» пользуется такой же популярностью, как и раньше.

Многие лучшие произведения современных мастеров как образцы высокого искусства бережно хранятся в музеях Вологды, Великого Устюга, Череповца, Тотьмы, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, экспонируются на крупных художественных международных выставках.

Продолжение следует...

В следующем номере: Вологодское масло, изготовляемое из кипяченых сливок, имеет ореховый вкус. Это достигается за счет кормов – травостоя кипрея, зверобоя и сотни других особых трав, которые растут на заливных лугах Сухоны. Рецепт вологодского масла придумал дворянин Николай Верещагин в XIX веке. Он же организовал первые маслодельные артели, открыл первую русскую школу молочного хозяйства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру